Аккумулятор / Akumulátor 1 (1994)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Аккумулятор 1» (вариант перевода названия), «Аккумулятор 1» / «Accumulator 1» (международное англоязычное название).
Чехия.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёр Ян Сверак.
Авторы сценария Зденек Сверак, Ян Сверак, Ян Словак.
Композиторы Онджей Соукуп, Иржи Свобода.
Оператор Ф.А. Брабец (в титрах как Frantisek Brabec).
Жанр: комедия, кинофантазия, мелодрама, научная фантастика
Краткое содержание
Фисарек (Зденек Сверак), крупный специалист в области нетрадиционной медицины, берётся помочь Ольде Соукупу (Пётр Форман) — инженеру, причину длительного недомогания которого врачи установить не в состоянии. Вскоре выясняется, что молодой человек теряет энергию всякий раз, когда оказывается рядом с работающим телевизором. Что делать Ольде, если там, по другую сторону экрана, завёлся двойник (Пётр Форман), высасывающий из него все жизненные соки?..
Также в ролях: Эдита Брыхта (Анна), Болек Поливка (Слезак), Мариан Лабуда (учитель Зима), Тереза Пергнерова (Житка), Ладислав Смоляк (смотритель), Маркета Фрёслова (Аника), Рудольф Грушинский (Питрысек), Ян Иржа (целитель Скала), Иван Выскочил (доктор Стах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.07.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не только Зденек Сверак, чрезвычайно популярный на Родине актёр, кинодраматург и юморист, оценил незаурядный талант своего сына, раскрывшийся в первых же постановках. Работы Яна, начиная с ранних короткометражек, заслуженно привлекали повышенное внимание далеко за границами бывшей ЧССР. «Начальная школа» /1991/ и особенно – роуд-муви с ёмким названием «Езда» /1994/ заставили говорить о преемственности поколений. О появлении режиссёра, унаследовавшего лучшие качества мастеров «чехословацкой новой волны» – и сумевшего органично наложить их раскованную стилистику на смутные постсоциалистические реалии. В данной связи знаменательно, что главную роль в следующей1 картине Сверака-младшего исполнил Пётр Форман – отпрыск знаменитого Милоша, появившийся на свет 23-го августа 1964-го, вскоре после премьеры бесподобного «Чёрного Петра» /1964/.
«Аккумулятор» (точнее, «Аккумулятор 1») должен заинтересовать любителей научной фантастики. Не случайно же фильм демонстрировался на профильных кинофестивалях в Жерармере (где удостоился премии критиков и специального упоминания жюри) и Фантаспорту. В первую очередь авторы развивают родные, восточноевропейские традиции, вызывая в памяти, в частности, произведения поляков Петра Шулькина и Юлиуша Махульского. Их чешский коллега тоже отдаёт дань социальной сатире, с редкостным сарказмом описывая ситуацию, в которой очутились Ольда и его собратья по несчастью. Оказывается, суеверный страх представителей недоразвитых народов перед фотоаппаратом и телекамерой, способными украсть человеческую душу, имеет под собой определённые основания. Нечто подобное происходит в том случае, если «двойник» не захочет возвращаться в бесперспективную, серую, скучную объективную действительность. И с этого момента обитатель «заэкранья» начинает немилосердно высасывать энергию из своего «антипода», обрекая того на медленное умирание. Вот это поворот! Установив причину, Соукуп решает не предаваться эскапизму (не пускаться в бега подобно учителю Зиме, понадеявшемуся укрыться вдали от цивилизации), а сражаться. К тому же, у него появляется хороший стимул – в лице красавицы Анны…
Кульминация отличается динамизмом и, кстати, неплохими визуальными эффектами. Однако по мере приближения развязки для зрителя уже не составляет секрета, что фильм – не о забавном казусе, нечаянно возникшем в нашем информационном мире. Нетрудно понять Ольду, взрослого, но, прямо скажем, страдающего инфантилизмом, на фоне проблем которого растерянность того же Петра покажется несерьёзной. Его поколению, самонадеянно отринувшему защитные фильтры, ставившиеся идеологами социализма, пришлось в полной мере ощутить на себе мощь СМИ – и в первую очередь именно телевидения. Этого средства не просто манипуляции общественным сознанием (да чего там – циничного, неустанного оболванивания масс!), а сотворения параллельной Вселенной, которая, обретя самостоятельность, начинает подминать подлинную реальность. Здесь оказывается бессилен даже такой крупный эксперт по восстановлению, скажем так, энергетического баланса, как Фисарек – лишь от самой жертвы зависит, удастся ли вырваться из западни. Любопытно, что параллельно с Яном Свераком за исследование того же самого феномена взялся американец Гас Ван Сент. И при всех внешних различиях оба кинопроизведения подводят к выводу о близости ТВ к смерти – во всяком случае о его несовместимости с нормальной, полнокровной жизнью. Соукуп, вдохновлённый Анной, выход нашёл. Однако многим ли его пример послужит уроком?
.
__________
1 – Между прочим, снятой с впечатляющим для сравнительно небольшой (тем более – после разделения) страны размахом, обеспеченным бюджетом порядка $2 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
«Аккумулятор 1» // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 30-31.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий