Алиса / Neco z Alenky / Alice (1988)
Другие названия: «Сон Аленки» / «Сон Алисы» (варианты перевода названия) / «Nieco z Alenky» (ЧССР: название на словацком языке), «Алиса» / «Alice» (международное англоязычное название).
Чехословакия, Швейцария, Великобритания, ФРГ.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Ян Шванкмайер.
Автор сценария Ян Шванкмайер по роману Льюиса Кэрролла.
Оператор Сватоплук Малы.
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, кинофантазия, фильм ужасов
Краткое содержание
Взору юной Алисы (Кристина Кохоутова) открывается удивительное зрелище: проносится Белый Кролик в жилетке и с большими карманными часами. Завороженная, девочка тут же направляется следом — и попадает в странную и загадочную Страну чудес.
Также в ролях: Камилла Пауэлл (Алиса, озв. в англоязычной версии).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.01.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
У сюрреалистов есть одна общая черта, которую лично я не склонен считать положительным моментом, – мрачность атмосферы подавляющего большинства произведений. Данное обстоятельство объясняется просто – как самим объектом исследования, так и методами, которыми неизменно пользуются художники направления: всё-таки сны, галлюцинации, бред и прочие проявления бессознательного априори не способствуют весёлому расположению духа. Это в полной мере относится к творчеству Яна Шванкмайера, остающегося одним из самых последовательных приверженцев сюрреализма в истории киноискусства, но… Но всё же не могу не заметить, что в его «фирменных», короткометражных мультфильмах1 нет-нет да и проскальзывала лукавая ирония, а фантазии окрашивались в радужные тона.
С одной стороны кажется закономерным и легко объяснить, почему Шванкмайер обратился к знаменитому роману Льюиса Кэрролла, который для его соратников служил даже не источником вдохновения, а некой идеологической базой2. Но с другой… После просмотра «Сна Аленки» (таково оригинальное название) упрёки к классической диснеевской версии в том, что она пугает детей, покажутся смехотворными! Алиса-Аленка с удивлением наблюдает, как Белый Кролик завтракает, с аппетитом поглощая труху, которой, как любая игрушка, набит под завязку и которая периодически из него сыплется. Когда ящерка Билль падает от пинка девочки, разросшейся до невиданных пропорций, землю устилают его внутренности. Синяя Гусеница «собирается» из дырявого носка, глаза (!) и вставной челюсти. Не удержался Ян и от шоковых кадров, когда, скажем, из консервной банки, вскрываемой Алисой с намерением подкрепиться, выбегает орава тараканов… Да и в целом в фильме доминируют тусклые серо-зелёно-жёлтые тона – в пику пиршеству ярких красок у Диснея.
Таким образом, Ян Шванкмайер практически не скрывает, что адресовал произведение зрителям взрослым, вполне эстетически сформировавшимся, невзирая на придание повествованию подчёркнуто субъективного характера: даже реплики за встречаемых по пути существ Алиса произносит сама. Путешествие по Стране чудес больше напоминает не волшебное приключение, а – блуждание впотьмах по душному и замкнутому лабиринту, где каждая дверь таит страшный или неприятный сюрприз, любая же бытовая мелочь (от булавки до часов) обретает причудливые и пугающие формы. Если исходить из «вневременных» критериев, говорить «вообще», режиссёра-сценариста легко обвинить в искусственном привитии всё-таки жизнерадостному кэрролловскому замыслу – пессимизма и мизантропии. Вот только «Сон Аленки», судя по всему, и не мог быть иным в разгар «перестройки», когда привычные мерила смещались, а жизненный уклад казался всё страньше и страньше. Тут чехословацкого кинематографиста впору похвалить за точность социально-психологического диагноза! Во всяком случае совсем скоро, в короткометражках «Смерть сталинизма в Богемии» /1991/ и «Еда» /1993/, он взглянул на творящиеся общественные перемены с уничижительным сарказмом.
.
__________
1 – Не говоря уже о полнометражных комедиях (например, «Адела ещё не ужинала» /1978/ и «Три ветерана» /1984/), куда его приглашали в качестве аниматора.
2 – Свидетельством того, что сюрреалистическая традиция не ограничивается началом XX столетия.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 3. – С. 32.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий