Ангел-истребитель / El ángel exterminador (1962)
Полнометражный фильм (премия ФИПРЕССИ Каннского МКФ).
Другие названия: «Ангел истребления» / «Ангел-истребитель» / «The Exterminating Angel» (международное англоязычное название), «Потерпевшие крушение с улицы Провидения» / «The Castaways of Providence Street» (англоязычное рабочее название).
Мексика.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Луис Бунюэль.
Автор сценария Луис Бунюэль на основе сценария Луиса Бунюэля и Луиса Алкорисы.
Оператор Габриэль Фигероа.
Жанр: драма, кинофантазия
Краткое содержание
Эдмунд (Энрике Рамбаль) и Люсия (Люси Галлардо) Нобиле приглашают на званый ужин своих хороших знакомых, принадлежащих к сливкам общества. Хозяева не обращают внимания на подозрительное поведение многих слуг, под разными предлогами покидающих особняк. Ещё более странным оказывается желание гостей заночевать прямо тут. Наконец, под утро выясняется совсем удивительная вещь: никто не может покинуть пределы гостиной, причём неясно, по какой причине… И извне в здание войти ни одному человеку не под силу…
Также в ролях: Сильвия Пиналь (Летисия «Валькирия»), Клаудио Брук (Хулио, мажордом), Хосе Бавьера (Леандро Гомес), Аугусто Бенедико (Карлос Конде), Антонио Браво (Серхио Рассель), Жаклин Андере (Алисия де Рок), Сесар дель Кампо (полковник Альваро), Роса Элена Дурхель (Сильвия), Энрике Гарсия Альварес (Альберто Рок), Офелия Гильмен (Хуана Авила), Надя Аро Олива (Ана Майнар), Тито Хунко (Рауль), Ксавье Лойя (Франсиско Авила).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.10.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Луис Бунюэль позднее вспоминал, что Густаво Алатристе, с которым снял две картины1, оказался самым приятным из тех продюсеров, с кем доводилось работать. Он не покушался на творческую свободу режиссёра, притом что сам владел секретами разных кинематографических профессий и честно признавался, что не очень хорошо улавливает суть кинопроизведений мэтра. Помимо международного признания, включая премию ФИПРЕССИ престижнейшего Каннского МКФ (в жюри тогда входили Ежи Кавалерович, Юлий Райзман, Франсуа Трюффо, Марио Сольдати), такой подход принёс интереснейшие роли Сильвии Пиналь, тогдашней супруге Густаво, блеснувшей в образе Виридианы, а на сей раз представшей в облачении Летиции – женщины с грозным прозвищем «Валькирия». Впрочем, Луис, почти полностью переписавший более ранний сценарий «Потерпевшие крушение с улицы Провидения», сочинённый совместно с тёзкой Луисом Алькорисой, не стал особо выделять кого-то из сложившегося сообщества, где с неотвратимостью всплывают на поверхность застарелые конфликты, противоречия во взглядах, наконец, разгорается межличностная война.
«Ангел-истребитель» знаменует собой торжественное возвращение Бунюэля в стихию сюрреализма – но с учётом достижений среднего периода, когда он умудрялся осторожно высвечивать причудливые (по сути, именно сюрреалистические) детали и события. Теперь уже речь не идёт о тотальном отбрасывании логики. Авторы прибегают к единственной (принципиально не объяснённой и, возможно, необъяснимой) предпосылке, однако дальнейшее развитие перипетий происходит со строгим соблюдением причинно-следственных связей, с чётким разграничением объективной реальности и мира грёз, кошмарных видений, бреда. Чего только стоит галлюцинация с рукой-душительницей2, едва не окончившаяся трагедией! Проницательные киноведы (например, француз Жорж Садуль) предостерегали против однозначной, а значит, неизбежно плоской интерпретации сюжета, да и сам Луис иронизировал по поводу желания углядеть в типичном ложном символе – страшащем уважаемых людей медведе – символ традиционный. Прямое отождествление хищника с русским большевизмом, напугавшим капиталистические страны, действительно звучит смехотворно, но… сложно не почувствовать общий критический пафос явственно антибуржуазного толка.
Выход из ловушки, в которую в мгновение ока превратилась гостиная, оказался поразительно элементарным, а ведь до этого не помогали ни волевые усилия, ни научные доводы, ни молитвы, ни масонские ритуалы, ни даже обращение к дьяволу. Чудо происходит в тот момент, когда хозяева и гости находились на грани отчаяния, но история не прозвучала бы так дерзко без остроумного финала. Хуже всего то, что жертвы загадочного феномена (массового гипноза? силового поля неизвестной природы? вмешательства сверхъестественного начала?) не удосужились предаться рефлексии и хотя бы попытаться уяснить причины произошедшего. Как результат, схожий «недуг» поразит прихожан церкви, а затем – улицы сотрясут революционные перемены. Ангел-истребитель безжалостен к тем, кто глух к предупреждениям свыше. Резонна досада режиссёра на относительную бедность постановки, наложившую производственные ограничения (например, на реквизит), но Бунюэлю всё-таки удалось воплотить собирательный образ представителей правящего класса – без привязки к мексиканским реалиям. Художник такого масштаба, оставаясь предельно конкретным, искренне стремился осмыслить пути развития (точнее, давно уже – деградации!) западной цивилизации, вступившей в противоречие с человеческой природой. Он дерзнул взять функции провозвестника ожидаемого прибытия ангела-истребителя, несущего страшную кару за прегрешения.
.
__________
1 – Второй стала глубокомысленная притча «Симеон-пустынник» /1965/.
2 – Не отсюда ли черпал вдохновение американец Чарльз Аддамс, поселивший в замке своих однофамильцев (супругов Гомеса и Мортиши) юркую Вещь?
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий