Астрал / Insidious / Insidieux (2010)
Другие названия: «Коварные» / «Действующие тайно» (варианты перевода названия), «Астрал» / «The Astral», «Дальнейшее» / «The Further» (рабочие названия).
США, Канада.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Джеймс Ван.
Автор сценария Ли Уоннелл.
Композитор Джозеф Бишара.
Операторы Дэвид М. Брюэр, Джон Р. Леонетти.
Жанр: фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Школьный учитель Джон Ламберт (Патрик Уилсон) с супругой Рене (Роуз Бирн) приходят в ужас, обнаружив, что их маленький сын Долтон (Тай Симпкинc) не возвращается в сознание. Врачи расписываются в бессилии, признавшись, что ранее не сталкивались со столь странной разновидностью комы… Хуже того, в доме начинают твориться непонятные вещи: предметы перемещаются, двери открываются сами собой, беспричинно срабатывает сигнализация, а женщина видит странных пугающих существ. Чета отправляется в дом Лорэйн (Барбара Херши), матери мужа.
Также в ролях: Лин Шэй (Элис Райнер), Энгус Сэмпсон (Такер), Ли Уоннелл (Спекс), Джозеф Бишара (Демон с красным лицом), Филип Фридман (Старуха-призрак), Эндрю Эстор (Фостер Ламберт), Хизер Токини (медсестра Келли).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.05.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сам Джеймс Ван объяснял решение снять фильм неудовлетворённостью тем обстоятельством, что после шумного успеха «Пилы. Игры на выживание» /2004/ ассоциировался у широкого зрителя исключительно с жестокими, натуралистичными зрелищами. Перипетии нового сценария Ли Уоннелла, опять, к слову, с иронией исполнившего роль второго плана (Спекс, специалист по паранормальным явлениям), позволяли нагнетать саспенс и вселять чувство страха, обходясь без потоков крови и расчленёнки. Полагаю, что дополнительным фактором послужил пресный приём публикой «Смертельного молчания» /2007/ и «Смертного приговора» /2007/, которые, быть может, и казались интересными в замысле1, но получились средними, местами неприятно поражали нелогичностью фабулы, чтобы не сказать – глуповатостью. Резко сокращённый (до смехотворной по голливудским меркам суммы в $1,5 млн.!) производственный бюджет, конечно, наложил ограничения, в том числе на количество съёмочных дней. Вместе с тем кинематографисты не слишком беспокоились об окупаемости вложений, по максимуму пользуясь имеющейся творческой свободой. Результат превзошёл самые смелые прогнозы: общемировые кассовые сборы превысили $100 млн. – и продолжения, практически открыто обещанные авторами под занавес, не заставили себя ждать.
«Астрал» (российские прокатчики предпочли рабочее название расплывчатому эпитету «insidious», то есть ‘коварные’) не лишён недостатков, особенно в первой половине ленты. Экспозиция представляется несколько затянутой, хотя Уан и Уоннелл правы в том отношении, что мы должны получше узнать семью Ламбертов, столкнувшуюся с полтергейстом. Естественным порывом Рене, догадывающейся, что слоняющиеся по дому мрачные фигуры – не плод расшалившейся фантазии, было уговорить благоверного Джоша уехать прочь, но… В том и заключается определённая новизна трактовки знакомых мотивов, что на поверку первопричиной выступает не проклятое место, а редкостный дар мальчика, унаследованный от родителя. Заключительная треть повествования, когда отец отправляется – в астральной оболочке – в мир теней за юным отпрыском, держит в напряжении. Режиссёр и вправду делает упор на психологический аспект. Жуткий грим (забавно, что в обличии Демона с красным лицом предстал Джозеф Бишара, композитор фильма) в сочетании с игрой света и тьмы, тревожной музыкой, пронзительными звуковыми эффектами – всё это призвано усилить воздействие. Именно «усилить», поскольку в основу положена любопытная гипотеза, навеянная рядом эзотерических учений религиозно-философского толка. Мерзкая сущность, норовящая проникнуть в нашу реальность, завладев человеческим телом, конечно, не выступает моралистом-максималистом, как печально известный Конструктор, но история в целом, бесспорно, заставляет задуматься о многих вопросах, включая вопросы нравственного порядка.
.
__________
1 – Особенно это касается боевика – вольной экранизации романа Эндрю Гарфилда, заявленной в качестве попытки переосмыслить мотивы классической «Жажды смерти» /1974/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий