Австралия / Australia (2008)
Австралия, США, Великобритания.
Продолжительность 165 минут.
Режиссёр Баз Лурман.
Авторы сценария Стюарт Битти, Баз Лурман, Рональд Хэрвуд, Ричард Флэнэгэн по сюжету База Лурмана.
Композитор Дэвид Хиршфелдер.
Оператор Мэнди Уокер.
Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм
Краткое содержание
1939-й год. Леди Сара Эшли (Николь Кидман) совершает перелёт из Англии в Австралию, чтобы понять причину задержки в продаже скотоводческой фермы Faraway Downs. По прибытии она узнаёт, что муж был убит, причём местные власти убеждены, что виновником является престарелый абориген (Дэвид Галпилил), известный под именем «Король Георг». Тем не менее «миссис босс», как отважную владелицу прозвали слуги, решается на рискованный поступок — перегнать полторы тысячи голов крупного рогатого скота, которые капитан Эмметт Даттон (Бен Менделсон) выразил готовность закупить для нужд армии. Леди Эшли нанимает многоопытного, но не отличающегося ангельским характером и безупречной репутацией гуртовщика Дровера (Хью Джекман).
Также в ролях: Дэвид Уэнэм (Нил Флетчер), Брайан Браун (Лесли Карни по прозвищу «Король»), Джек Томпсон (Киплинг Флинн), Брэндон Уолтерс (Налла), Дэвид Нгумбуджарра (Магарри), Эсси Дэвис (Кэтрин Карни Флетчер), Юэн Ва (Син Сон, повар-китаец), Макс Каллен (старый пьяница).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.12.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
И ради чего Баз Лурман впервые рискнул репутацией не просто талантливого, но – новаторски и парадоксально мыслящего кинематографиста, дерзкого постмодерниста до мозга костей? Было ли – ради чего? Моментально напрашивается предположение, что причиной, побудившей взяться за создание крайне непростого и, как казалось, не слишком свойственного режиссёру фильма, послужили патриотические соображения. Проект, активная стадия которого растянулась, не считая дополнительных съёмок в конце 2008-го, на девять долгих месяцев, не случайно получил столь громкое и, по сути, программное название. А ведь американцы предпочитают величать1 государство, раскинувшееся на целый континент, с ноткой пренебрежения и высокомерия – Down Under, т.е. ‘преисподней’. Величественные картины перегона скота через горную и пустынную местность, включая захватывающие кадры, когда гуртовщики спешно отсекают напуганное огнём стадо от края пропасти, и впечатляющая кульминация с налётом японской авиации – не единственные основания увидеть в «Австралии» амбициозную попытку сотворить полноценный исторический эпос. Чуть ли не собственную версию «Рождения нации» /1915/ или «Унесённых ветром» /1939/! С иронией пройдясь по расхожим культурным стереотипам о родных краях (с умилённой видом прыгающих кенгуру аристократкой случается истерика, когда её спутники грубо бросают подстреленное животное на крышу автомобиля), Лурман с соавторами сценария придумывают хитроумную историю, в которой тесно переплетены судьбы поселенцев из Европы и аборигенов. Метис Налла не просто представляет так называемое Украденное поколение (за практику насильственного отъёма детей-полукровок у матерей и помещения их в христианские приходы Премьер-министр принесёт официальные извинения лишь в начале XXI века), но олицетворяет саму страну, какой она была в определённый момент – в стадии формирования. Причём относительно периода становления государственности, того самого, «гриффитовского» рождения нации, создатели выражают несогласие с предшественниками, в первую очередь – с Питером Уиром (подчёркивавшим решающий вклад событий на Галлиполи) и Джорджем Миллером, настаивавшим в «Человеке со Снежной реки» /1982/ на ещё более ранних сроках. Баз вполне обоснованно указывает в качестве такового канун Второй мировой войны, когда выходцы из Старого Света, преимущественно англосаксы, перестали относиться к коренному населению, как к опасным зверям. Не все – но лучшие. Такие, как Дровер, не понаслышке знающий о расистских порядках колониальной администрации, вклад которого и в спасение Faraway Downs, и в судьбу юного сына «Короля Георга» трудно переоценить.
Впрочем, уход режиссёра в сторону от художественных поисков всё же не оказался абсолютным. Обращение к выразительным приёмам и постоянным мотивам вестерна, безусловно, любопытно и показательно, косвенно свидетельствуя о стремлении компенсировать ещё и отсутствие легендарного, воспетого в балладах прошлого – времён покорения собственного Дикого Запада. Отчаянный гуртовщик2, ввязывающийся в очередную смачную драку с посетителями питейного заведения, ненавидящими аборигенов и посмевшими нанести оскорбление Магарри – его другу и брату покойной жены, воспринимается местной разновидностью разбитного ковбоя, не имеющего равных в бесстрашии и верховой езде, который обязательно покорит сердце леди. Не следует, наверное, удивляться, если во время просмотра возникнет ощущение дежа вю – и в памяти всплывут кадры из классических произведений Ховарда Хоукса, Серджо Леоне, Кевина Костнера… Вместе с тем вольный пересказ Сарой Налле событий легендарной сказки Л. Фрэнка Баума и последующее посещение кинотеатра, где демонстрируется её блистательная экранизация, могли бы послужить достаточным поводом, чтобы присвоить ленте заголовок «Волшебник из страны Ос» (Wizard of Aus). Переклички с историей девочки Дороти постепенно становятся принципиальными, придавая повествованию фантазийный суть ли не характер. Учтя вышеизложенное, уже не станешь удивляться тому обстоятельству, что на благодатной австралийской земле появляются одарённые художники с таким – тотально постмодернистским – миросозерцанием!
.
__________
1 – В том числе в заголовках картин: «Куигли в Австралии» (Quigley Down Under /1990/), «Спасители в Австралии» (Rescuers Down Under /1990/) и т.д.
2 – Хью Джекману досталась роль, изначально предлагавшаяся Расселу Кроу и Хиту Леджеру.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий