Бандит / Eskiya (1996)
Другие названия: «Эския, бандит» / «Eskiya le bandit» (Франция), «Бандит» / «Бандитът» (Болгария) / «The Bandit» (международное англоязычное название).
Турция, Франция, Болгария.
Продолжительность 128 минут.
Режиссёр Явуз Тургул.
Автор сценария Явуз Тургул.
Композиторы Аскин Арсунан, Эркан Огур.
Оператор Угур Ичбак.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Выйдя на свободу после того, как отсидел в тюрьме тридцать пять лет, Баран (Шенер Шен) возвращается домой, но с горечью узнаёт, что родной деревни больше нет: произошло наводнение, и населённый пункт ушёл под воду. Мужчина добивается от бывшего соратника Мустафы (Кемаль Инчи), из-за доноса которого попал за решётку, признания, что за предательством стоит Берфо (Камран Услуэр), присвоивший золото бандита и увёзший его невесту Кеже (Сермин Хюрмерич). Баран принимает решение отправиться за изменником в Стамбул с твёрдым намерением отомстить.
Также в ролях: Угур Юсел (Кумали), Есим Сальким (Эмель), Улкю Дуру (мать Эмель), Озкан Угур (Седат), Нечдет Махфи Айрал (Андреф Мискин), Кайхан Йылдызоглу (артист Кемаль), Гювен Хокна (Севим).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.01.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Считается, что киноиндустрия Турции ещё на рубеже 1970-80-х столкнулась с острым кризисом, долго не находя средств предотвратить резкое падение посещаемости отечественных кинокартин. Перелом в напряжённой борьбе за массового зрителя, отдававшего явное предпочтение иностранной кинопродукции, наступил именно благодаря «Бандиту». С результатом 2,57 млн. проданных билетов1 фильм взлетел на вершину списка чемпионов местного кинопроката и удерживал лидерство на протяжении нескольких лет. Мало того, снятая в партнёрстве с французскими и болгарскими кинематографистами лента получила достаточно широкую известность за рубежом, пусть выдвижение национальным комитетом на премию «Оскар» не увенчалось даже номинацией. Нет ни малейших сомнений, что всё это стало заслуженной победой Явуза Тургула, сперва (до самостоятельных постановок) зарекомендовавшего себя на кинодраматургическом поприще – в частности, благодаря сочинению ряда «культовых» комедий. Между прочим, уже тогда началось его сотрудничество с Шенером Шеном, который позже стал подлинным актёром-талисманом прославленного режиссёра.
Чтобы лучше понять феномен «Бандита», думаю, будет небесполезно провести параллель с одним из самых ярких наших экранных явлений «лихих девяностых» – «Братом» /1997/. Хотя у Барана нет родственников в Стамбуле и он приезжает в мегаполис после отсидки в тюрьме (а не с войны, как Данила Багров), мужчина хочешь не хочешь принимает на себя функции наставника нового знакомого по имени Кумали. И больше, чем наставника, – отца, поскольку собственного родителя парень практически не знал. Казалось бы, возраст неотвратимо берёт своё – и старик производит неважнецкое первое впечатление: теряется на людных улицах, выделяется из толпы, обращает на себя внимание странными поступками (допустим, рассматриванием прохожих в бинокль). Молодой человек, мечтающий влиться в преступную организацию авторитетного Демикрана, безусловно, благодарен Барану, выручившему не слишком удачливого наркокурьера-новичка, но поначалу тот скорее доставляет хлопоты, нежели помогает. И лишь постепенно становится понятен, так сказать, масштаб личности пожилого разбойника, сумевшего уцелеть (в пику многим!) за решёткой и твёрдо намеренного поквитаться с предателем. Ведь и Виктор (у Алексея Балабанова) постепенно перестал смотреть свысока на младшего брата, считая, что у демобилизовавшегося «штабного писаря» негусто шансов освоиться в погрязших в криминале питерских реалиях…
Режиссёр-сценарист умело держит напряжение, а подчас – подбрасывает непредсказуемые (но всё же не надуманные, чётко вытекающие из логики характеров и ситуаций) сюжетные повороты, позволяющие резко обострить конфликт. Кульминация, когда главный герой расправляется с дышащим на ладан изменником и мстит за смерть Кумали, безусловно, эффектна, но прежде всего – исчерпывающе раскрывает суть персонажа. Финальное противостояние на крыше высотного здания бойцам полицейских подразделений специального назначения тоже не кажется перебором. Явуза Тургула, конечно, можно обвинить в идеализации образа бандита старой закалки, в сравнении с которым нынешние уголовники на поверку выглядят зарвавшейся уличной шпаной. Однако главное для него, думается, в другом. Как ни парадоксально, далеко не безгрешный Баран волей-неволей олицетворяет собой традиционные представления о чести, преданности, даже любви. А ведь высокие понятия давно обесценились, особенно в крупных городах, и, скажем, Берфо с готовностью принял перемены, преумножив подло нажитый капитал. Но… стоило ли оно того, если и Кеже (знаменательно, что в этой роли блеснула Сермин Хюрмерич, на тот момент – супруга ведущей «звезды») выдержала прессинг похитителя? Негодяи получают по заслугам, гость же из отдалённой (расположенной где-то на востоке страны) местности уходит из жизни непокорённым и не отступившимся от сформировавшихся в юности идеалов, пусть и видящихся кому-то небесспорными с моральной точки зрения. Отчасти схожий мотив прозвучит и в «Охотничьем сезоне» /2010/, где Шенер блеснёт в обличии, напротив, умудрённого опытом блюстителя закона.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили TRY7,9 млрд., позволив с лихвой покрыть производственные затраты в размере TRY1,2 млрд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий