Белый шейх / Lo sceicco bianco (1952)
Другие названия: «Белый шейх» / «The White Sheik» (международное англоязычное название).
Италия.
Продолжительность 86 минут.
Режиссёр Федерико Феллини.
Авторы сценария Федерико Феллини, Туллио Пинелли, Эннио Флаяно по сюжету Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Туллио Пинелли.
Композитор Нино Рота.
Операторы Артуро Галлеа, Леонида Барбони (без указания в титрах).
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Иван Кавалли (Леопольдо Триесте) привёз красавицу Ванду (Брунелла Бово), на которой только что женился, в столицу, чтобы представить многочисленным родственникам и получить благословение Папы Римского. Однако юная супруга не могла позволить себе упустить шанс познакомиться со своим кумиром — Фернандо Риволи (Альберто Сорди), прославившимся ролью «Белого шейха» в серии фотокомиксов. Она сбегает из гостиницы, не подозревая, какими неприятностями это обернётся.
Также в ролях: Джульетта Мазина (Кабирия), Лиля Ланди (Фельга), Энесто Альмиранте (доктор Фортуна), Фанни Марчио (Марилена Альба Велларди), Джина Маскетти (Аида Риволи), Уго Аттанасио (дядя Ивана).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.07.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если относительно «Огней варьете» /1950/ ещё правомочны сомнения в том духе, насколько «феллиниевской» можно считать постановку, осуществлённую на пару с Альберто Латтуадой, то «Белый шейх» – является проектом Федерико уже безоговорочно. Конечно, необходимо сделать оговорку, что его кандидатуру утвердили не сразу – лишь после того, как не удалось привлечь нескольких более опытных режиссёров. Среди последних, кстати сказать, был Микеланджело Антониони, из идеи которого1, купленной продюсером, и вырос сценарий. Начинающему кинематографисту пришлось преодолеть массу трудностей, возникавших с первого же съёмочного дня, и на ходу постигать техническую сторону ремесла. Тем не менее результат оказался очень достойным. Чего только стоит похвала маэстро Роберто Росселлини, поддержавшего начинающего коллегу, да и факт включения картины в конкурс 13-го Венецианского международного кинофестиваля заслуживает упоминания. Огромное значение сотрудничество с Федерико Феллини, продолжившееся в трагикомедии «Маменькины сынки» /1953/, имело и для карьеры Альберто Сорди.
Будущий прославленный комик появляется весьма эффектно! Фернандо Риволи, облачённый в роскошные (роскошные до безвкусия) одеяния белого шейха, почти парит в небесах, взмывая на огромных качелях – и взирая с высоты на безгранично преданную поклонницу. Ванда Джардино, только что обвенчавшаяся священными узами брака с Иваном Кавалли и приехавшая в Рим для знакомства с родственниками супруга, оказалась настолько очарована кумиром, от которого получила три письма, что совсем потеряла голову. Юная провинциалка вроде бы и не хотела очутиться вдали от столицы – на натурной площадке, где снимают очередной фотокомикс с участием «звезды», но, говоря по совести, не сильно возмущалась, когда её ошибочно приняли за статистку. Общение с синьором Риволи, пускающим в ход всё своё обаяние, чтобы соблазнить доверчивую девушку, оборачивается массой курьёзов. И ничуть не менее забавно протекают встречи несчастного мужа, пытающегося скрыть внезапное исчезновение дражайшей половины от родни. А ведь предстоит торжественный поход на площадь Святого Петра, где Папа Римский по традиции благословляет молодожёнов…
Оригинальная сюжетная предпосылка могла послужить основой для бездумной комедии положений – бездумной, но дико смешной. И авторы, в принципе, не прочь извлечь юмор из того конфуза, в котором очутились герои. Вместе с тем сразу же представляется очевидным, что для режиссёра-кинодраматурга важнее не поглумиться над конкретной наивной натурой, а хлёстко высмеять индустрию, цинично эксплуатирующую романтические мечты таких, как Ванда. Под занавес Фернандо раскрывается подкаблучником, мелким лжецом и трусом, но ведь и блистающий имидж – лишь слабый отблеск красивых голливудских мифов, связанных с именами Рудольфо Валентино и Рамона Наварро. Творцы с «фабрики грёз», к слову, уловят заложенный намёк – и спустя годы пошлют маэстро ответный привет2. Однако Федерико не был бы самим собой, если б история не зазвучала под занавес по-настоящему пронзительно. Почитатели самых признанных феллиниевских работ не без удивления услышат мелодию, звучавшую в финале «Восьми с половиной» /1963/ (композитор Нино Рота сознательно процитирует своё более раннее сочинение), и с неподдельной радостью увидят героиню Джульетты Мазины по имени… Кабирия. Да-да, ту самую «ночную бабочку» с золотым сердцем, о чьей печальной судьбе вскоре узнает весь мир.
.
__________
1 – По-видимому, родившейся под впечатлением от работы над короткометражным документальным фильмом «Любовное притворство» /1949/, посвящённым fumetti – итальянским комиксам.
2 – Достаточно назвать Джина Уайлдера с «Великим героем-любовником» /1977/ и Вуди Аллена с «Римскими приключениями» /2012/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Альберто Сорди: В Москве – как дома… // Советский экран. – 1985, № 10. – С. 21-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий