Боб Робертс / Bob Roberts (1992)

Боб Робертс / Bob Roberts (1992): постер

Полнометражный фильм.

США, Великобритания.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Тим Роббинс.

Автор сценария Тим Роббинс.

Композитор Дэвид Роббинс.

Оператор Жан Лепен.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Боб Робертс (Тим Роббинс, номинация на «Золотой глобус»), быстро прославившийся песнями в жанре фолк-музыки, не менее стремительно завоёвывает признание и в качестве кандидата в сенаторы от республиканцев, составляя в штате Пенсильвания конкуренцию искушённому политику — представителю Демократической партии Брикли Пэйсту (Гор Видал). Избирательная кампания ведётся предельно жёстко. Джон Элайджа Рэплин (Джанкарло Эспозито) параллельно проводит журналистское расследование, вскрывая факты из прошлого Робертса и людей из его ближайшего окружения.

Также в ролях: Рэй Уайз (Чет МакГрегор), Джон Кьюсак (ведущий телепередачи Cutting Edge Live), Питер Галлахер (Дэн Райли, телеведущий), Алан Рикман (Лукас Харт III), Сьюзан Сарандон (Тауна Тайтэн), Джеймс Спейдер (Чак Марлин), Фред Уорд (Чип Дэйли), Ребекка Дженкинс (Делорес Петтигрю), Гарри Ленникс (Франклин Доккетт), Роберт Стэнтон (Бэрт Мэклруни), Дэвид Стрэтэйрн (Марк Лэфлин), Хелен Хант (Роуз Понделл), Джек Блэк (Роджер Дэвис), Боб Балабан (Майкл Джейнс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.06.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Боб Робертс / Bob Roberts (1992): кадр из фильма
Потенциальные избирательницы?

Намётки замысла «Боба Робертса» возникли ещё в 1986-м году, когда Тим Роббинс отметился в небольшом скетче в телешоу Saturday Night Live1, изобразив популярного певца и перспективного политика, претендующего на роль выразителя чаяний простых (нет, настоящих!) американцев. Оттолкнувшись от любопытной идеи, актёр на протяжении нескольких лет вынашивал проект своей первой постановки. По иронии судьбы, Роббинс нашёл финансовую поддержку у руководства небольшой английской кинокомпании Working Title Films, хотя… в базовых вещах предвыборные технологии в Соединённом Королевстве и в Соединённых Штатах Америки практически не различаются. Причём, что самое интересное, стремление режиссёра-сценариста учесть текущую конъюнктуру (премьера состоялась 4-го сентября, то есть примерно за два месяца до долгожданного дня голосования, принёсшего победу демократу Биллу Клинтону) не помешало обнажить сам механизм завоевания симпатий избирателей.

Боб Робертс / Bob Roberts (1992): кадр из фильма
Вместе с единомышленниками

Отдельные аспекты ленты, возможно, вызовут желание вступить с создателями в полемику. Допустим, видятся крайне неоднозначными отсылки к личности Боба Дилана (включая пародирование некоторых сцен из классического документального фильма «Не смотри назад» /1967/), который всё-таки не преследовал утилитарных целей, выражая в песнях протест от лица целого поколения. Старина Робертс, напротив, вызывает ярость у темнокожей телеведущей, нахально намекая, что мятежные шестидесятники принесли стране больше вреда, чем пользы. Небесспорными представляются и переклички с лучшей (исполненной накануне в «Игроке» /1992/) ролью Тима – даже с оговоркой, что дебютант точно не мог избежать влияния такого мэтра, как Роберт Олтмен, неоднократно обращавшегося к сатире. Но подобные нюансы теряют особую значимость на фоне художественных и, конечно, публицистических достоинств всего произведения.

Боб Робертс / Bob Roberts (1992): кадр из фильма
Патриот Америки

Чем же так полюбился Боб Робертс соотечественникам? Как это – чем? Он же красиво и вдохновляюще поёт о вреде кокаина, крэка и героина, о человеческом достоинстве, о гордости Родиной, о необходимости стремиться к осуществлению вожделенной «американской мечты», а толпы недовольных бездельников сами виноваты в том, что сидят без денег, без медицинской страховки, вообще без перспектив. Ушлому новичку мало привычных приёмов чёрной пропаганды (вроде заведомо ложного обвинения мистера Пэйста в связи с несовершеннолетней). Харт III (Алан Рикман придумал замечательный штрих – привычку носить солнцезащитные очки, выдающую специфический опыт персонажа) реализовал гениальный в своём роде план, убив одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, возвёл кандидата в ранг национального героя, поплатившегося здоровьем (мог и жизнью!) за отстаивание взглядов, близких миллионам сограждан. И, во-вторых, дискредитировал не в меру честного и настойчивого журналиста, продолжающего упорно рыться в прошлом Боба и его соратников (особенно пикантно звучат факты, указывающие на причастность к контрабанде наркотиков), в источниках финансирования кампании и т.д. Потом неудобного правдолюба Рэплина можно и пустить в расход… Ведь это так демократично, так по-республикански, да ещё под аккомпанемент ненавязчиво мелькающих по телевизору кадров войны в Персидском заливе, открывающей колоссальные возможности… Роббинс, продемонстрировавший самые разные таланты, пожалуй, и не покушается на систему как таковую – лишь предостерегает от опасности предания крайним, радикальным (скажем прямо, фашистским, в полном соответствии с исчерпывающей характеристикой Георгия Димитрова) тенденциям. Картина не вызвала заметного резонанса, собрав в национальном прокате менее $4,5 млн., а ведь многие предупреждения автора, приходится признать, сбудутся.

.

__________
1 – Выпуск со Стивом Гуттенбергом и рок-группой The Pretenders (эпизод 7 двенадцатого сезона), вышедший в эфир 13 декабря.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+