Борсалино / Borsalino (1970)
Другие названия: «Марсель 1930» / «Marseille 1930» (рабочее название).
Франция, Италия.
Продолжительность 125 минут (сокращённая версия – 93 минуты).
Режиссёр Жак Дере.
Авторы сценария Клод Соте, Жан-Клод Каррьер, Жан Ко, Жак Дере по книге Эжена Саккомано.
Композитор Клод Боллинг.
Оператор Жан-Жак Тарбе.
Жанр: криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Марсель, 1930-й год. Рок Сиффреди (Ален Делон), выйдя на свободу после недолгой отсидки, обнаруживает, что его избранницу Лолу (Катрин Рувель) увёл наглый тип, некто Франсуа Капелла (Жан-Поль Бельмондо). По итогам напряжённой драки между двумя суровыми мужчинами побеждает дружба. Объединив усилия, Рок и Франсуа бросают вызов крупнейшим криминальным авторитетам города — и вскоре устраняют опасных конкурентов. Вопрос заключается в том, как долго они продержатся на вершине теневой власти?
Также в ролях: Мишель Буке (месье Ринальди), Франсуаза Кристоф (Симона Эскаргель), Корин Маршан (мадам Ринальди), Николь Каффан (Жинетт), Жюльен Гийомар (Симон Боккас), Марио Давид (Марио), Даниэль Ивернель (комиссар Фанти), Арнольдо Фоа (Марелло), Андре Болле (Поли), Денни Берри (Ноно), Пьер Кулак (Спада), Лора Адани (мать Рока Сиффреди), Элен Реми (Лидия), Жак Лафай (австрийский боксер Ханс Петрус), в эпизодах (без указания в титрах) Жан-Франсуа Делон (работник борделя), Мирей Дарк (проститутка).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.07.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Из всех работ Эжена Саккомано на русском языке изданы только «Звёзды европейского футбола» (в 2008-м году), написанные при участии Мальтре Лорана. Что, в принципе, неудивительно, поскольку и в родной Франции его знают прежде всего в качестве радиоведущего, специализирующегося на спорте, а уже потом – как представителя жанра литературной журналистики. Возможно, и книга «Бандиты Марселя» /1959/ не снискала бы повышенной известности, если б не попалась на глаза Алену Делону, как раз искавшему материал для фильма, в котором бы мог выступить полноценным тандемом с Жаном-Полем Бельмондо. Глава, посвящённая биографиям Поля Карбона и Франсуа Спирито, подошла для этих целей идеально – и коллега, ознакомившись со сценарием, дал согласие при условии, что никто из главных героев не станет перетягивать на себя внимание на экране, а его имя будет фигурировать в титрах и на афишах первым. История непросто сложившихся отношений двух «священных чудовищ», не сумевших избежать взаимных упрёков (и даже судебного разбирательства), подробно освещалась в прессе, лишь подогревая интерес обывателей. Лента завлекла в национальном прокате аудиторию в размере 4,7 млн., заняв четвёртое место1, а в Италии – и того больше (6,7 млн.).
Словом, Делон-продюсер явно не остался внакладе – и сожалел разве что об отсутствии энтузиазма за океаном. Руководство кинокомпании Paramount Pictures, вложившей в производство $2 млн. (то есть львиную долю солидного бюджета в размере FRF14 млн.), не удовлетворила величина кассовых сборов – $1,1 млн. Как результат, по достоинству потенциал возраставшей моды на ретро быстрее оценили их конкуренты из Universal Pictures, вскоре выпустившие «Аферу» /1973/ Джорджа Роя Хилла. Жак Дере, дипломатично лавировавший на съёмочной площадке между пожеланиями знаменитостей, тем не менее сумел выдержать зрелище в едином – и кричаще ярком, запоминающемся – стиле. Увы, от изначального намерения более реалистично поведать о пути Карбона и Спирито пришлось отступиться, напоровшись на противодействие (вплоть до угроз физической расправы!) со стороны уважаемых марсельцев. В итоге сценаристы (в их числе – Клод Соте), ограничившись нейтральным временным отрезком, обошли молчанием сотрудничество сообщников с немецкими властями в период оккупации, когда первый из них и погиб. Да и о массе других криминальных делишек прототипов (от крышевания проституции до налаживания канала сбыта наркотиков) кинематографисты деликатно умолчали. И уже после этого – с чистой совестью поместили во вступительные титры уведомление о том, что все события и персонажи вымышлены, а совпадения с фактами – случайны.
Стало ли такое решение компромиссным? Вопрос риторический. Дере, конечно, не обходится без идеализации и романтизации образов отпетых преступников, играючи идущих к успеху, никому не прощая предательства, мало-помалу завоёвывая территорию и ключевые ресурсы, демонстрируя окружающим силу, твёрдость и… недюжинную изобретательность. Роскошную жизнь, подразумевающую помимо прочего возможность красоваться в щегольском костюме и в шляпе итальянской фирмы «Борсалино» (кстати, тоже поучаствовавшей в создании фильма финансово, окупив вложения многократно), нужно ещё заслужить – с безотказным «Томми-ганом» в руках. Вместе с тем авторы не скрывают по отношению к действующим лицам известной доли иронии, не забывая заострить внимание на том, что очередная задуманная комбинация заканчивается не совсем так, как хотелось бы. Судьба-индейка не дремлет, не уставая подбрасывать испытания всякому, кто осмеливается бросить вызов установившемуся положению вещей, а уж особенно Капелле, старающемуся по максимуму исключить случайности (носящему в нагрудных карманах монеты с двумя решками и двумя орлами – для подбрасывания). Капризная фортуна грозит однажды отвернуться даже от своих любимчиков!
.
__________
1 – Уступив, в частности, триллеру «Пассажир дождя» /1970/, но сезон вообще оказался на редкость урожайным для французской киноиндустрии.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий