Бриолин / Grease (1978)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Напомаженный» (вариант перевода названия), «Бриолин: подпеваем» / «Grease Sing-A-Long» (название при повторном выпуске на экраны).
США.
Продолжительность 110 минут.
Режиссёр Рэндал Клайзер.
Автор сценария Бронте Вудард на основе мюзикла Джима Джейкобса и Уоррена Кейси в адаптации Аллана Карра.
Оператор Билл Батлер.
На премию «Оскар» номинировался Джон Фаррар за песню Hopelessly Devoted to You.
На премии «Золотой глобус» номинировались Барри Гибб за песню Grease и Джон Фаррар за песню You’re the One that I Want.
Жанр: мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Лето 1958-го года подошло к концу, и ученики калифорнийской средней школы «Райдел» вышли на занятия. Старшеклассник Дэнни Зуко (Джон Траволта, номинация на «Золотой глобус») полагает, что Сэнди Олссон (Оливия Ньютон-Джон, номинация на «Золотой глобус»), с которой он познакомился и завёл красивый пляжный роман, вернулась домой в Австралию, однако девушка осталась в США и, мало того, перевелась в то же самое учебное заведение. Застенчивую красавицу берёт в оборот группировка «Леди в розовом», возглавляемая Бетти Риццо (Стокард Чэннинг). Дэнни же, являющийся неформальным лидером местной шайки «Ти-Бёрдс», поначалу стесняется выглядеть тем чувствительным парнем, какого запомнила Сэнди… Суждено ли Зуко и Олссон быть вместе?
Также в ролях: Джефф Конауэй (Кенинк), Барри Пёрл (Дуди), Майкл Туччи (Сонни), Келли Уорд (Путци), Диди Конн (Френчи), Джейми Доннелли (Джан), Дина Мэнофф (Марти), Ив Арден (директриса МакДжи), Фрэнки Авалон (ангел тинейджеров), Джоан Блонделл (Вай), Эдд Байрнс (Винс Фонтейн), Сид Сизар (тренер Кэлхун), Элис Гостли (миссис Мёрдок), Доди Гудман (Бланш), Ша-На-На (группа Johnny Casino & The Gamblers), Сьюзен Бакнер (Пэтти Симкокс), Лоренцо Ламас (Том Чизум), Фэнни Флэгг (медсестра Уилкинс), Эдди Дизен (Юджин), Эллен Траволта (официантка), Энди Теннант (танцовщик), в эпизоде Майкл Бин (школьный атлет Майк, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.04.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Судя по отзывам американской прессы, оригинальный мюзикл Джима Джейкобса и Уоррена Кейси, премьера которого состоялась (в 1971-м) в чикагском ночном клубе Kingston Mines, который годом позже переместился на Бродвей1, а спустя пару лет – на лондонский Вест-Энд, был гораздо жёстче, агрессивнее, мрачнее. Следовательно, заложенная в названии отсылка к другому громкому культурному событию – «Волосам», впервые вынесенным на суд нью-йоркской публики в октябре 1967-го, не носила подражательного характера. Скорее, авторы намекали на истоки тех общественных явлений (движение хиппи и общий рост пацифистских настроений как реакция на войну во Вьетнаме), о каких вещали предшественники. Но если Милош Форман, приступая к экранизации упомянутого детища Гэлта МакДермота, Джеймса Рэдо и Джерома Раньи, поставил задачу ни на йоту не снизить (напротив, по максимуму усилить!) острокритический пафос оригинала, стремился философски осмыслить недавнее прошлое, то продюсеры Роберт Стигвуд и Аллан Карр преследовали совсем иные, прагматичные цели. Идея закрепить колоссальный успех «Лихорадки субботнего вечера» /1977/ представлялась простой, но логичной и заманчивой, тем более что Джон Траволта заключил контракт сразу на три кинофильма. А чтобы улетучились последние сомнения, специально для киноверсии заглавную песню написал не кто иной, как Барри Гибб (из группы The Bee Gees) – написал на стыке фанка и диско!
Коммерческие расчёты, как известно, с блеском оправдались. Уже в момент появления на свет постановка Рэндала Клайзера спровоцировала сногсшибательный ажиотаж, а повторный выпуск, приуроченный к двадцатилетнему юбилею, свидетельствовал, что картина нимало не устарела. Общие кассовые сборы оцениваются в $366 млн. (при солидном, но далеко не астрономическом бюджете в размере $6 млн.), обеспечив ленте место среди наиболее доходных мюзиклов за всю историю «фабрики грёз». Разумеется, кинематографисты выслушали изрядное количество упрёков – и упрёков справедливых. Небесспорным виделось само решение ненавязчиво отказаться от доминирования «тяжёлого» рок-н-ролльного звучания в пользу более легковесных самоновейших ритмов. Такой подход с неизбежностью отразился на эстетике всего зрелища, в первую очередь – на трактовке образов райделловских учеников, явно относящих себя к гризерам (и, разумеется, не жалеющих бриолина, по-модному фиксируя причёсанные волосы), но… выглядящих весьма «прилизанной» версией представителей грубой молодёжной субкультуры. Да и несоответствие исполнителей персонажам в возрасте, увы, бросается в глаза: это же не сцена, здесь – другая условность! Прежде всех прочих данное замечание касается Стокард Чэннинг, родившейся в феврале 1944-го, которая, как бы хорошо ни играла, мало похожа на старшеклассницу, пусть активно готовящуюся к взрослой жизни…
Собственно, у режиссёра, ранее снимавшего исключительно для ТВ (был порекомендован ведущей «звездой» в память о совместной работе над драмой «Под колпаком» /1976/), особого выбора-то и не оставалось. Ностальгический флёр вкупе с цитатами из любимых бунтарских фильмов (достаточно вспомнить захватывающую кульминацию, когда Зуко, сев за руль «Бриолиновой молнии», состязается с лидером конкурирующей шайки «Скорпионы») стали дополнительными приманками для толп воодушевлённой публики. Но лишь дополнительными. Залогом триумфа, думаю, послужил тот умопомрачительный заряд бодрости и веселья, тот заразительный драйв, что захлёстывает на сеансе. В по-настоящему заводных музыкально-танцевальных номерах характеры действующих лиц раскрываются несравненно полнее, чем в поступках или диалогах. Простенькие мелодраматические коллизии, сдобренные бесхитростным юмором (в частности, неудачи преследуют Дэнни, захотевшего заняться спортом), не так уж важны и почти сразу забываются в силу откровенной условности. Даже финальное преображение Сэнди при иных обстоятельствах показалось бы недостаточно мотивированным. Другое дело – горячие деньки в школе Райделла, включая грандиозную массовую пляску в спортзале, спешно переделанном под танцпол, да ещё – под объективами телекамер! Траволта, естественно, не нашёл равных себе и в этой лихорадке, пусть соревнование едва не обернулось разрывом отношений с избранницей. Кстати, немного обидно, что дальнейшая кинематографическая (в отличие от музыкальной) карьера Оливии Ньютон-Джон, по сути, не сложилась.
.
__________
1 – Где пользовался повышенным спросом, выдержав к 1980-му году 3388 представлений.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Рэндал Клезйер // Видео-Асс ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 161.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий