Бёрдмэн / Birdman: Or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)

Бёрдмэн / Birdman: Or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Бёрдмэн: Или (непредсказуемое достоинство невежества)» (вариант перевода названия), «Бёрдмэн» / «Человек-птица» / «Birdman» (усечённый вариант названия).

США.

Продолжительность 119 минуты.

Режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джакобоне, Александр Динеларис (в титрах как Alexander Dinelaris Jr.), Армандо Бо (премии «Оскар» и «Золотой глобус») по мотивам пьесы, основанной на рассказе Раймонда Карвера.

Композитор Антонио Санчес (номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Эммануэль Любецки (премия «Оскар»).

На премию «Оскар» номинировались: Джон Тейлор, Фрэнк Э. Монтаньо, Томас Варга (сведение звука), Аарон Глэзкок, Мартин Эрнандес (звуковой монтаж).

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Ригган Томсон (Майкл Китон, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), некогда прославившийся на весь мир в образе Бёрдмэна — супергероя из дорогостоящего голливудского кинокомикса в трёх частях, возлагает огромные творческие и финансовые надежды на постановку на Бродвее. Адаптировав для сцены рассказ Раймонда Карвера «О чём мы говорим, когда говорим о любви», вложив в проект личные сбережения, он — помимо исполнения главной роли — взял на себя обязанности режиссёра. Ждёт ли премьеру успех? Или окажется права суровая театральная критикесса Табита Дикинсон (Линдси Дункан), предсказывающая фиаско?..

Также в ролях: Эмма Стоун (Сэм, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Эдвард Нортон (Майк Шайнер, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Наоми Уоттс (Лесли), Зак Галифианакис (Джейк), Андреа Райсборо (Лаура), Эми Райан (Сильвия), Мерритт Уивер (Энни), Дамиан Янг (Гэбриел), Бенджамин Кейнс (молодой Бёрдмэн), Кенни Чин (бакалейщик-кореец), Джамаль Гарисон-Лоу (рабочий сцены Дэниэл), Джереми Шэмос (Ральф), Кинан Симидзу (Хан), Акиро Ито (переводчик), Натали Голд (Сара), в эпизоде Мартин Скорсезе (зритель, без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.10.2015

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бёрдмэн / Birdman: Or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014): кадр из фильма
Рабочий момент

Легко усомниться в искренности, допустим, Мэттью Вона и Джеймса Ганна, которым собственные картины (соответственно дилогия «Пипец» /201013/ и «Супер» /2010/), хлёстко высмеивающие повальное – и тлетворно влияющее на разум – увлечение людей супергероями, не помешали заключить с киностудиями контракт на постановки кинокомиксов с бюджетами в сотни миллионов долларов. А вот Алехандро Гонсалес Иньярриту, хочется верить, не поддастся соблазну – и ни за какие коврижки не согласится вписываться в сверхмодный тренд после того, что прозвучало в «Бёрдмэне». Одно дело непредсказуемое, непредвиденное, неожиданное достоинство всеобщего невежества, олицетворением которого выступает Ригган, когда-то стяжавший феноменальную славу, но с тех пор – настойчиво пытающийся избавиться от тени выдуманного борца с несправедливостью, преследующего его (в том числе в буквальном, психиатрическом смысле). И совсем другое – углублять и обогащать эстетику, которую режиссёр, надо полагать, ненавидит ничуть не меньше, чем Табита, кажущаяся сущей фурией, когда клянётся не допустить триумфа «голливудского клоуна в костюме птицы из лайкры» в сфере высокого искусства. На протяжении сеанса не покидает крамольная мысль, что роль Томсона волей-неволей стала для Майкла Китона автобиографической – и причина не в прозрачных намёках на дилогию о Бэтмене, после которой карьера кумира кубарем покатилась вниз: такую одержимость, грозящую безумием и физической гибелью, нельзя сымитировать. Но и пресловутый Бёрдмэн1 является лишь частью мощной культурной традиции, если пока и не накрывшей, то – стремительно порабощающей (вслед за США и странами Западной Европы) всю планету. Можно и не подозревать, что своенравная, независимая в суждениях дочь является возлюбленной «нового Человека-паука», а Макс Шайнер, гордящийся статусом настоящего (бескомпромиссного, не умеющего играть плохо) актёра, изображал «невероятного Халка». Это не безобидное увлечение, не кратковременное массовое помешательство. Иньярриту указывает на изменение характера мышления, на постепенно укрепляющуюся в подсознании абсурдную, по-детски наивную веру в наличие сверхспособностей – от банального телекинеза (Ригган почти не замечает, как усилием воли перемещает предметы) до дара летать. А бесплотное (впрочем, в какой-то момент обретающее плоть) Альтер-эго не устаёт подначивать его, завлекая масштабом и величием целлулоидных подвигов.

Бёрдмэн / Birdman: Or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014): кадр из фильма
Майк общается с Сэм

После «Бёрдмэна» прежние попытки осмыслить феномен (как, например, в «Хэнкоке» /2008/, где супергероев поставили в один ряд с теми, кого древние считали богами, ангелами) прозвучат претенциозными и псевдофилософскими. Но для талантливого кинематографиста, каждый полнометражный фильм которого неизменно вызывает повышенный резонанс, это является началом, точкой отсчёта. В сравнении с применённой уникальной (трудноосуществимой и с внедрением цифровых кинокамер и компьютерной обработки изображения) техникой съёмок схожие опыты – от хичкоковской «Верёвки» /1948/ до «Русского ковчега» /2002/ – покажутся в лучшем случае кустарными, ученическими. То, что, например, у братьев Паоло и Витторио Тавиани являлось неординарным приёмом, возведено режиссёром, кинодраматургами и оператором Эммануэлем Любецки в ранг полноценного художественного метода. Возникающее у зрителя ощущение присутствия рядом с действующими лицами, свободного перемещения по театру и окрестным улицам завораживает – и боишься хоть на мгновение отвлечься, оторвать взгляд от экрана, рискуя упустить что-нибудь важное. При этом и демонстративно использованный пару раз классический, эйзенштейновско-годаровский монтаж приобретает особую выразительность. Это призвано послужить «прививкой» против расколотого мировоззрения наших современников, сформированного – помимо блокбастеров «фабрики грёз» – бесконечным потоком видеоклипов, рекламных роликов, выкладываемых в Интернет обрывочных записей (например, прогулки средь бела в нижнем белье бывшей кинозвезды). Ригган потому и уцепился за пьесу по Карверу (как бы ни уверял Шайнера, что отдаёт дань уважения писателю, встреча с которым предопределила выбор профессии), что надеется доказать себе: маска человека-птицы не приросла к лицу, а он сам – не превратился окончательно в часть масскульта, ещё существует как самоцельная личность. Алехандро Гонсалес Иньярриту всячески поддерживает в том многострадального персонажа, усматривая в его мытарствах отдалённые параллели с трагедией шекспировского Макбета и внося в обыденный окружающий мир вкрапления в духе магического реализма2, всё-таки радикально отличающегося от привычных кинофантазий или, скажем, драм о расстройстве психики. Однако усилия пропали бы втуне, если б желание Томсона высвободиться из плена иллюзий и прорваться к невымышленной жизни не увенчалось успехом, не получив подтверждения чем-то истинным – вроде собственной крови, пролитой в порыве отчаяния… или вдохновения? Здесь мало, как говорил Писатель, ведомый Сталкером у Андрея Тарковского, «вложить душу, сердце» или даже «вынуть мерзость из души», которые обязательно сожрут, не поморщившись. Творчество Карвера, ориентировавшегося на чеховское наследие (собственно, и внезапно стреляющий под занавес пистолет – намёк на принцип заряженного ружья на сцене), цитата из поэта Уоллеса Стивенса, воспевавшего «не идею о вещи, но саму вещь», выдаёт глубинные устремления авторов. В невежестве и вправду можно найти неожиданные достоинства – порыв к подлинному через нагромождение искусственного, фальшивого, пошлого. К реализму, обогащённому магическим восприятием, взамен вязкого, точно трясина, постмодернизма. Вообще говоря, радужный приём «Бёрдмэна», осыпанного престижными наградами и отлично прошедшего в кинопрокате (общемировые кассовые сборы оцениваются в $103,2 млн. при бюджете порядка $16,5-22 млн.), вселяет робкую надежду, что выход из культурного тупика уже ищется.

.

__________
1 – Кстати, подобный персонаж действительно существовал – в одноимённом мультсериале 1967-69-х годов и косвенном продолжении, «Харви Бёрдман» /2000-07/.
2 – Несложно заметить и сборник рассказов «Лабиринты» Хорхе Луиса Борхеса в руках Майка.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+