Четыре свадьбы и одни похороны / Four Weddings and a Funeral (1994)

Кудрявцев Сергей. Разборки киноакадемиков // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 167-168.

КИНОГЛОБУС: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

РАЗБОРКИ КИНОАКАДЕМИКОВ

Приза Британской киноакадемии не имеют названия (имя «Стелла», выбранное по итогам конкурса среди читателей «Ти-Ви Таймс» в 1967 году, почему-то так и не прижилось) и, может быть, по иной причине менее известны широкой публике, нежели «Оскары» или «Сезары». По престиж этих премий тоже значителен. 23 апреля в пале «Палладиум « лондонского района Вест-Энд церемония вручения наград Британской киноакадемии прошла уже в 48-й раз, поскольку первые призы были предназначены за фильмы выпуска 1947 года.

Сейчас были отмечены картины прошлого года, появившиеся в английском прокате. Справедливости ради, надо заметить, что премии Британской академии кино и телевидения (таково ее полное название с 1975 года), как бы объединяющие «Оскар» и «Эмми», вручают, начиная с 1968 года, за кинематографические и телевизионные работы. Но зрителей разных стран, естественно, в большей степени интересуют награды для кинематографистов. Тем более, что Британская киноакадемия, проводя свою церемонию, по сути, после всех других, в частности, почти месяц спустя после оскаровской, имеет возможность для того, чтобы проявить несогласие, в лучшем случае – подчеркнуть своеобразие собственных призов.

Так произошло и на этот раз. Несмотря на то, что «Форрест Гамп», американский суперрекордсмен сезона, все-таки дежурно был выдвинут на соискание призов по восьми номинациям, он проиграл британскому любимцу года по всем статьям. Романтическая комедия «Четыре свадьбы и одни похороны» Майка Ньюэлла, собравшая в мировом кинопрокате более 250 миллионов долларов (только в США – свыше 50 млн.), а во Франции заслужившая «Сезар» за лучшую иностранную ленту сезона, была номинирована по одиннадцати категориям и в результате получила премии в четырех из них – за фильм, режиссуру (премия имени Дэвида Лина), главную мужскую роль (Хью Грант в миг стал звездой международного класса) и второплановую женскую роль (Кристин Скотт-Томас). Словно в подражание числительным в названии этой картины, еще один приз – но отнюдь не пессимистический – достался от зрителей, признавших «Четыре свадьбы…» самой любимой картиной в 1994 году. А «Форрест Гамп», будто в насмешку, был удостоен всего лишь премии за спецэффекты.

Британская киноакадемия чуть-чуть поправила Американскую и в связи с «Криминальным чтивом» (номинантом в девяти категориях) Квентина Тарантино, который, кстати, был в тот момент в Лондоне, но послал на церемонию своего соавтора по сценарию Роджера Эйвари, получившего, как все и ожидали, вслед за «Золотым Глобусом» и «Оскаром», еще одну награду за действительно оригинальный во всех смыслах сценарий. Но помимо этого, Сэмьюэл Л. Джексон, сыгравший чернокожего гангстера-лжепророка, отмечен

167

призом за второплановую мужскую роль. А вот Джон Травольта, конечно же, проигравший Хью Гранту, мог победить, по шутливому высказыванию последнего, только в том случае, если бы действие «Криминального чтива» разворачивалось в окрестностях Эссекса. Удивительнее то, что среди исполнительниц главных ролей британцы предпочли вовсе не тех, кто даже не попал в «оскаровский расклад» (Линда Фьорентино в «Последнем соблазне», Ирен Жакоб в фильме «Три цвета: красный», Ума Термен в «Криминальном чтиве»), а, напротив, Сьюзен Сэрендон в «Клиенте», впрочем, тоже неоднократную неудачницу, которой не достается «Оскар» вот уже лет пятнадцать.

Между прочим, не подтвердились ожидания, что Британская киноакадемия в отличие от жюри Каннского фестиваля и Американской киноакадемии, наконец, воздаст по заслугам поляку Кшиштофу Кесьлевскому, обойденному признанием в прошлом году словно в отместку за то, что он собрался вообще покинуть кино после «прокола» с Гран-при в Берлине для ленты «Три цвета: белый». В Лондоне развили «каннскую интригу» еще неожиданнее, но закономернее – китаец Чжан Имоу, разделивший Большой приз в Канне с Никитой Михалковым, но не попавший в номинацию «Оскара», удостоен премии за «Жить», лучшую неанглоязычную картину, а «Утомленные солнцем» отсутствовали среди претендентов. Англичане, можно сказать, дважды проигнорировали американский выбор, так как в числе номинантов был прошлогодний оскаровский лауреат, испанский фильм «Прекрасная эпоха». История выживания в условиях китайской диктатуры показалась на берегах Темзы более значительной, чем рассказы о «прекрасных эпохах» в канун репрессий Сталина и гражданской войны, приведшей к господству Франко.

Еще несколько призов были предназначены американским лентам, но вновь вопреки предпочтениям «оскародателей». Премией за адаптацию литературного произведения отмечен не Эрик Рот за «Форрест Гамп» и даже не англичанин Роналд Харвуд за «Версию Браунинга» (что было бы логичнее), а именно Пол Аттанасио за «Телевикторину», проигравший в Лос-Анджелесе. Точно так же награждены вовсе не ставшие соискателями «Оскара» французский оператор Филипп Русло и итальянский художник Данте Феррети, внесшие немалый вклад в создание одной из кассовых картин года в США и других странах – «Интервью с вампиром» (кстати, и постановщик Нил Джордан – не американец, а ирландец). Приз за лучший грим не без вызова достался австралийцам («Приключения «Присциллы», королевы пустыни»), сородичам по Королевскому содружеству, а не опять же американцам, уже имевшим «Оскар» за «Миссис Даутфайр». Премия имени Энтони Асквита за музыку попала в руки не Ханса Циммера («Лев – царь зверей»), а Дона Уоса, адаптировавшего песни «Битлз» для фильма «Пятый в квартете». Правда, по поводу костюмов (те же «Приключения «Присциллы»…») и звука («Скорость» вдобавок удостоена и приза за монтаж) Британская киноакадемия все же согласилась с Американской.

Ряд почетных наград достался как соотечественникам, теперь работающим в США (премия имени Майкла Бэлкона за вклад в развитие кино как бы уравнивает все же несравнимые таланты братьев Ридли и Тони Скоттов), так и иным европейцам, давно воспринимаемым в качестве голливудских режиссеров (приближающийся к своему девяностолетию австриец Билли Уайлдер по спутниковой связи узнал о том, что ему уготован приз, почему-то носящий имя японского кинопатриарха Акиры Куросавы). Премией Александра Корды за лучший дебют в кинематографе Великобритании отмечен Дэнни Бойл, снявший типичную английскую черную комедию «Неглубокая могила». Она как раз доказывает, что британцы не потеряли чувство юмора и по мере сил сопротивляются заокеанскому влиянию. Успехов на этом поприще им хочется пожелать и в дальнейшем. А также наибольшего признания – премиям Британской киноакадемии, которые вручаются под занавес сезона и в самый канун следующего этапа «кинематографических гонок за лидером», все-таки открываемых именно на Каннском фестивале.

Сергей КУДРЯВЦЕВ

168

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+