Чёрная орхидея / Die schwarze Dahlie / The Black Dahlia / Le dahlia noir (2006)

Чёрная орхидея / Die schwarze Dahlie / The Black Dahlia / Le dahlia noir (2006): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Черный георгин» / «Чёрная георгина» (варианты перевода названия).

ФРГ, США, Франция.

Продолжительность 121 минута.

Режиссёр Брайан Де Пальма.

Автор сценария Джош Фридман по роману Джеймса Эллроя.

Композитор Марк Айшем.

Оператор Вилмош Жигмонд.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Дуайт «Баки» Блайхерт (Джош Хартнетт) и Ли Блэнчард (Аарон Экхарт), в прошлом — талантливые боксёры, встречаются на ринге на радость бесчисленным поклонникам. Это помогает в финансировании Департамента полиции Лос-Анджелеса, а сами Дуайт и Ли вскоре становятся напарниками. Им предстоит расследовать скандальное дело об убийстве с последующим расчленением трупа. Жертвой оказалась начинающая актриса Элизабет Шорт (Миа Киршнер), получившая в прессе известность как «Чёрная орхидея».

Также в ролях: Скарлетт Йоханссон (Кэй Лейк), Хилари Суэнк (Мэделейн Линскотт), Майк Старр (детектив Расс Миллард), Фиона Шоу (Рамона Линскотт), Патрик Фишлер (помощник окружного прокурора Эллис Лоэв), Джеймс Отис (Дольф Блайхарт), Джон Кавана (Эмметт Линскотт), Трой Эванс (шеф Тед Грин), Пепе Серна (Томас Дос Сантос), Роуз МакГоуэн (Шерил Сэддон), в эпизодах Кевин Данн (отец Элизабет, без указания в титрах), Брайан Де Пальма (режиссёр на кинопробах Элизабет, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.12.2018

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Чёрная орхидея / Die schwarze Dahlie / The Black Dahlia / Le dahlia noir (2006): кадр из фильма
Дуайта не провести

Что случилось с Брайаном Де Пальмой?! Ещё можно было понять голливудского деятеля, после относительного неуспеха (художественного и коммерческого) детектива «Глаза змеи» /1998/ решившего попытать счастье снова. Но откровенное неприятие как и зрителями, так и критиками его следующего опыта в популярном жанре – под названием «Роковая женщина» /2002/ – должно было насторожить режиссёра, равно как и продюсеров, тем не менее выделивших даже более значительный ($50 млн.) бюджет на следующую постановку Брайана. В результате – получился не слишком внятный и умный, зато чрезвычайно претенциозный (под стать своему заголовку!) детектив в манере «ретро», где художественная форма безнадёжно превалирует над содержанием. Последнее замечание вовсе не является комплиментом общепризнанному стилисту. Именно Де Пальме и не является комплиментом, даже если некогда восхищала именно эта сторона его прежних – раннего и зрелого периодов – фильмов, будь то сатира, гангстерская сага («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Путь Карлито») или же хоррор, как в случае с «Кэрри». Что уж говорить о триллерах и детективах, принёсших американскому постановщику славу чуть ли не самого верного и талантливого последователя (не подражателя) великого Альфреда Хичкока?! Правда, в «Чёрной орхидее» он погрузился в мир, скорее, нуара1, вклад мэтра в формирование которого никак не назовёшь «решающим», но тем не менее…

Чёрная орхидея / Die schwarze Dahlie / The Black Dahlia / Le dahlia noir (2006): кадр из фильма
Кэй неотразима

Пролог ещё способен заинтересовать филигранно, во всех деталях (включая непременные широкополые шляпы и автомобили подзабытого дизайна) воспроизведённой атмосферой послевоенного Лос-Анджелеса, в которую и массовые драки моряков с местными мексиканцами, и поединок на боксёрском ринге Блэнчарда и Блайкерта, таким образом получающих продвижение по службе, вписываются на удивление органично. Но чем глубже авторы погружаются в хитросплетения интриги, куда постепенно вовлекаются напарники, тем меньшее внимание приковывает к себе экранное действо как таковое. Гораздо большее эстетическое наслаждение доставляет работа Вилмоша Жигмонда – оператора венгерского происхождения, словно вновь покорившего высоты, взятые в 1970-е. Плавные движения камеры, свободно перемещающейся между персонажами, в том числе – в эпизодах диалогов (например, «Бакки» и Кэй), где традиционно применяется так называемая «восьмёрка»… Живописный орнамент кадра, куда оказываются «вписаны» и герои, немыслимые, кажется, в иных интерьерах… Слегка расплывчатое, чуть подёрнутое дымкой изображение… Чёрно-белые, отлично стилизованные кадры кинопроб мисс Шорт и порнографического фильма, где так называемая «Чёрная орхидея» исполнила одну из главных ролей незадолго до гибели… Всё это сообщает событиям не просто таинственность, но ирреальность, призрачность, позволяя передать ощущение смутного беспокойства, всё сильнее овладевающее Ли по мере того, как становятся известны факты сенсационного убийства, а главное, самого Дуайта помимо его воли затягивает – подобно омуту – порочный мир «фабрики грёз» и окрестностей.

Чёрная орхидея / Die schwarze Dahlie / The Black Dahlia / Le dahlia noir (2006): кадр из фильма
Тучи сгущаются

Вот если бы утончённое визуальное решение не вступало в диссонанс с повествованием!.. В финальных титрах особо подчёркнуто, что, хотя в «Чёрной орхидее» использован факт убийства голливудской старлетки (и даже сохранены многие имена), события фильма основаны не на подлинных обстоятельствах, но на романе Джеймса Эллроя, опубликованном в сентябре 1987-го. Однако насколько всё отточено, ясно, досконально продумано в другой экранизации эллроевской прозы (тематически и стилистически созвучные «Секреты Лос-Анджелеса»), блестяще осуществлённой Кёртисом Хэнсоном, настолько хаотично, необязательно, скучно – у Де Пальмы. Не исключено, что часть вины за, как минимум, спорный результат лежит на сценаристе Джоне Фридмане, хотя и адаптировавшем прежде для кинематографа (для самого Стивена Спилберга) уэллсовскую «Войну миров». Второстепенные детали заслоняют главные, сюжетные повороты подчас вызывают недоумение, характеры прописаны нечётко и уж во всяком случае – не врезаются в память, дополнительно усугубляя общую сумятицу. Развязка, когда все тайны раскрываются, и вовсе разочаровывает, в первую очередь – своей предсказуемостью. И всё-таки основную ответственность несёт лично постановщик, который не случайно наделил собственным голосом невидимого режиссёра-демиурга, дающего указания во время кинопроб Элизабет, демонстрирующей откровенную беспомощность. Вслед за Хэнсоном, ориентировавшимся на традиции «чёрного фильма» и отдельные образцы неонуара (допустим, «Китайский квартал» /1975/ Романа Поланского по сценарию Роберта Тауна), он стремится обличить оборотную сторону жизни мегаполиса, пребывающего как бы в консервативной, благонравной атмосфере послевоенной Америки. Всплывающие факты со всей очевидностью демонстрируют, насколько гнило стало в Датском королевстве и что далеко не единичные представители «высшего света», можно сказать, искони были замешаны в отвратительных махинациях экономического, политического и сокрытого от любопытных глаз интимного плана, от которых – лишь шаг до полноценного преступления, заставляющего стыть в жилах кровь. Даже популярный да и небесталанный Джош Хартнетт2, не слишком выразителен в качестве запутавшегося, словно в паутине, блюстителя закона, намеренного докопаться до истины вопреки всему, в том числе – личным привязанностям. У Пола МакГигана в «Одержимости» /2004/ и в «Счастливом числе Слевина» /2006/ актёр был гораздо убедительнее.

.

__________
1 – Жанр достиг расцвета как раз в 1947-м, когда и происходят события.
2 – Между прочим, на роль его экранного партнёра изначально претендовал Марк Уолберг, в итоге уступив место Экхарту.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+