Деловые люди / Delovye lyudi (1963)
Другие названия: «Деловые люди» / «Business People» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 84 минуты.
Режиссёр Леонид Гайдай.
Автор сценария Леонид Гайдай по рассказам О. Генри.
Композитор Георгий Фиртич.
Оператор Константин Бровин.
Жанр: комедия, драма, вестерн
Краткое содержание
Киноальманах, состоящий из экранизаций трёх рассказов знаменитого американского писателя О. Генри. «Дороги, которые мы выбираем» повествуют о странном сне, приснившемся биржевому воротиле Акуле Додсону (Владлен Паулус, озв. Олег Даль), представившему себя в обличии грабителя поезда на Диком Западе, предательски застрелившего друга и подельника Боба Тидбола (Александр Шворин). В «Родственных душах» вор-домушник (Юрий Никулин), пробравшийся ночью в роскошный особняк, неожиданно сближается с хозяином (Ростислав Плятт), страдающим от той же хронической болезни — ревматизма левой руки. Наконец, «Вождь краснокожих» рассказывает об авантюре двух приятелей, Сэма (Георгий Вицин) и Билла Дрисколла (Алексей Смирнов), решивших заработать лёгких денег, похитив юного озорника Джонни (Сергей Тихонов, озв. Маргарита Корабельникова) и потребовав выкуп у его папаши, Эбенезера Дорсета (Георгий Милляр).
Также в ролях: Лев Лобов (проводник вагона), Владимир Пицек (машинист), Виктор Уральский (кочегар), Юрий Чулюкин (клерк Пибоди), все – без указания в титрах, сегмент «Дороги, которые мы выбираем»; Евгений Евстигнеев (горожанин, озв., без указания в титрах), сегмент «Вождь краснокожих».
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.02.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Интересно, смотрел ли Леонид Гайдай созвучную картину «Аншлаг О. Генри» /1952/, увидевшую свет совместными усилиями пятерых признанных мастеров «фабрики грёз»? Или же на замысел режиссёра-сценариста повлиял успех, выпавший на долю сатирического альманаха «Совершенно серьёзно» /1961/?! Впрочем, как раз поклонников двух своих замечательных короткометражек в манере слэпстик одарённый советский комедиограф слегка разыграл, определив Юрия Никулина во вторую новеллу, а Георгия Вицина – в третью, причём в тандеме с Алексеем Смирновым, который по комплекции, пожалуй, не уступит Евгению Моргунову. Да и название должно бы предостеречь от поспешных предположений, будто Гайдай решил всего лишь поместить (точнее, вернуть) приёмы, изобретённые Сеннетом, Чаплином, Китоном и Ллойдом, на родную почву. Автор, вероятно, намекал на сборник О. Генри 1910-го года, заголовок которого (Strictly Business) у нас традиционно переводили так, но если вчитаться в титры, можно обнаружить написанные мелким шрифтом слова «businessmen». Бизнесмены!
«Деловые люди» – это об Америке, причём Америке, современной кинематографисту, что, кстати, легко объясняет и некоторые метаморфозы, каким подверглись рассказы. О США, поднявших на щит философию прагматизма, превознеся идеалы преуспевания и чистогана, из причин переместив в следствия все прочие чувства и устремления. Конечно, наиболее критична по отношению к заокеанской действительности новелла с глубокомысленным заголовком «Дороги, которые мы выбираем». О судьбе Додсона, видящего себя во сне в «идеализированном» виде – вольным стрелком, грабителем и убийцей, который бы легко освоился и в мире биржевых спекуляций, поскольку усвоил основной, универсальный (во всяком случае везде, где преклоняются перед силой доллара) принцип существования, афористически метко выраженный во фразе «Боливар не выдержит двоих». Выживает сильнейший, прямо или косвенно устраняя менее ловкого и беспринципного конкурента, а то и партнёра. Заметим мимоходом, что у Гайдая (между прочим, опередившего итальянца Серджо Леоне) получилась одна из лучших за пределами Голливуда реконструкций стилистики вестерна – со всеми её атрибутами, вплоть до «большого ограбления поезда».
Впрочем, определённый сатирический заряд присущ и «Родственным душам», забавному анекдоту о взаимной симпатии, внезапно возникшей у квартирного вора и хозяина-толстосума, – на почве мучающего обоих недуга. Автор всего лишь иначе, эксцентрически1 раскрыл тему классового антагонизма, позволив двум непримиримым врагам, находящимся на разных ступенях социальной лестницы, на удивление легко найти общий язык. «Благодаря» горю – познать радость искренних и доверительных человеческих отношений, когда все материальные соображения отходят на дальний план. И уже преступник, не заметив парадоксальности ситуации, готов угостить несостоявшуюся жертву в баре за углом.
Тем более мотив усилен, предельно заострён в финальном аккорде – в самом гэговом, а значит, подлинно гайдаевском «Вожде краснокожих». Приятели Билл и Сэм решают, подумывая о собственном деле, раздобыть лёгких денег, похитив сына папаши Дорсета – крупнейшего богатея городка, не подозревая, скольких мук (и тех же долларов) им будет стоить вернуть неугомонного сорванца. Комичные ситуации, включающие массу забавных деталей2, создают удивительное ощущение праздника жизни – жизни, никому не подконтрольной, сопротивляющейся и вовсе готовой задать хорошую встряску всякому, кто попытается злостно и цинично на ней нажиться! Странно, что «Деловые люди» пользовались достаточно умеренным успехом у зрителей (сеансы посетило 23,1 млн. человек), уступив и иным юмористическим произведениям в сезоне 1963-го, и тем более – двум будущим комедийным триптихам Гайдая.
.
__________
1 – Это заявлено уже в прологе, где Никулин по-клоунски изображает злополучного домушника.
2 – Вроде металлического звука, доносящегося из груди здоровяка-киднеппера при дружеском похлопывании.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий