Дикие ночи / Les nuits fauves / Notti selvagge (1992)
Полнометражный фильм (премия «Сезар»).
Другие названия: «Дикие ночи» / «Savage Nights» (международное англоязычное название).
Франция, Италия.
Продолжительность 126 минут.
Режиссёр Сирил Коллар (премия «Сезар» за дебют и номинация на «Сезар»).
Автор сценария Сирил Коллар (номинация на «Сезар») по своему роману, соавтор адаптации и диалогов Жак Фьески.
Композиторы Рене-Марк Бини (номинация на «Сезар»), Сирил Коллар.
Оператор Мануэль Теран.
Также премию «Сезар» получила Лиза Больё (монтаж).
Жанр: биографический фильм, драма
Краткое содержание
Жан (Сирил Коллар), по профессии — оператор-постановщик, вступает в бурный роман с юной Лорой (Роман Боринже, премия «Сезар»). Однако девушку приводит в неописуемую ярость не только бисексуальность возлюбленного, которого связывают тесные отношения с молодым испанцем Сами (Карлос Лопес), а прежде всего — то обстоятельство, что он побоялся сразу признаться ей, что болен СПИДом. Жан обречён, но… как проведёт оставшиеся дни и дикие ночи?..
Также в ролях: Корин Блю (мать Лоры), Клод Винтер (мать Дана), Рене-Марк Бини (Марк), Мария Шнайдер (Нориа), Клементина Селари (Марианна), Лора Фавали (Карин), Дени Д’Арканджело (певец), Жан-Жак Жоффре (Пьер Оливье), Айсса Джабри (Кадер), Франсиско Хименес (Пако), Марина Делтерн (Сильви), Нелла Банфи (владелица магазина), Жан-Кристоф Буве (Серж).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.12.2018
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сирил Коллар, безусловно, усвоил массу полезного, работая ассистентом таких именитых режиссёров, как Рене Аллио и Морис Пиала, влияние стилистики которых (особенно — последнего из упомянутых мастеров) ощущается в «Диких ночах». Однако резонно предположить, что всё-таки не творческие амбиции стали основным побудительным мотивом осуществить постановку первого полнометражного фильма1. Он ещё в середине 1980-х узнал о положительном результате теста на ВИЧ-инфекцию, поняв, что до смерти осталось не слишком долго… Нетрудно догадаться, насколько важным Сирил считал экранизировать собственный частично автобиографический роман «Дикие ночи» /1989/ – и какой благодарностью проникся к итальянке Нелле Банфи (женщина-продюсер отметилась в эпизодической роли владелицы магазина), не отпрянувшей, в отличие от прочих, от шокирующего материала. Для Коллара было принципиально лично исполнить ведущую партию, пусть и существовала опасность спровоцировать обвинения в нарциссизме, тем более что подобные упрёки нередко бросают Жану близкие (и не очень) знакомые.
Если б не грустные привходящие обстоятельства, неожиданно громкий коммерческий успех (2,8 млн. зрителей во Франции, даже $662 тыс. кассовых сборов в США) наверняка списали бы на скандальность тематики, под стать которой – неистовая, местами отмеченная печатью эпатажа манера повествования. Но тот факт, что кинематографист и литератор не дожил каких-то трёх дней до триумфа на церемонии вручения премий «Сезар», как бы заранее оправдывает автора. Он не столько стремится повергнуть публику в смущение, сколько старается остаться максимально честным, поведать обо всём без утайки и стеснения. Именно отсюда и навязчивое самокопание главного героя, и взвинченность эмоций участников необычного ménage à trois, и изображение без прикрас злачных мест: от дешёвых притонов до укромного уголка под мостом, где безудержно предаются разврату в сумерках и во тьме. Причина такого, откровенно рискованного поведения – в желании воспринимать окружающий мир обострённо и провести отведённый (стремительно истекающий) срок на пределе чувств. Финальный монолог Жана с признанием в любви к жизни должен расставить все точки на «i», прозвучать трогательно и пронзительно. К сожалению, констатировать, что поставленные цели создателю удалось достичь, – не получается.
Безусловная, безоговорочная искренность ощущается в игре разве что юной Роман Боринже, передавшей неистовую, сжигающую душу ревность к избраннику, поступающему эгоистично и в известной степени – предательски по отношению к той, кто готова посвятить ему всю себя без остатка. От вспышек гнева и закатывания истерик до умиротворённости – начинающая актриса продемонстрировала поразительную убедительность в каждом из состояний (хотя, не скрою, в образе «аккомпаниаторши» Софи была ещё интереснее). Увы, эпизоды без Лоры в большинстве своём не лишены налёта искусственности и позёрства, а затронутые по касательной социально жгучие темы (выпады в адрес носителей буржуазной морали и националистов, сбивающихся в шайки и грозящихся очистить страну от арабов и негров) занимают внимание Сирила лишь постольку-поскольку. То послание (художественное завещание?), с которым медленно, но неотвратимо умирающий режиссёр так жаждал обратиться к современникам, вовсе не возносится до высот откровения. Произведению Коллара хочется поставить в пример работы Вона Карвая, хотя и по-французски, и по-английски «Дикие дни» /1990/ назывались не совсем похоже (соответственно «Nos années sauvages» и «Days of Being Wild») на его «Дикие ночи».
.
__________
1 – Правда, уже после двух короткометражек и сегмента в малоизвестном телесериале.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Гуськов Игорь. Дикие ночи и дни // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 13. – С. 15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий