Дива / Diva (1981)

Дива / Diva (1981): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Дива» / «Diva» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 117 минут.

Режиссёр Жан-Жак Бенекс (премия «Сезар»).

Авторы сценария Жан-Жак Бенекс, Жан Ван Хамме по роману Даниэля Одье (в титрах как Delacorta), автор диалогов Жан-Жак Бенекс.

Композитор Владимир Косма (премия «Сезар»).

Оператор Филипп Руссело (премия «Сезар»).

Также премию «Сезар» получил Жан-Пьер Рух (звук).

На премию «Сезар» номинировался Хилтон МакКоннико (художник-постановщик).

Жанр: триллер, музыкальный фильм

Краткое содержание
Молодой парижский курьер Жюль (Фредерик Андре), обожающий классическую музыку, нелегально записывает на плёнку выступление любимой певицы — темнокожей оперной дивы Синтии Хоукинс (Вильгельмина Уиггинс Фернандес). Волей случая проститутка по имени Надя (Шанталь Деруас), опасаясь расправы, подбрасывает именно ему кассету со своими показаниями, изобличающими дивизионного комиссара Жана Сапорту (Жак Фаббри). Единственный, к кому парень может обратиться за помощью, — случайная знакомая Альба (Тхюй Ан Лю) и её друг Серж Городиш (Ришар Боринжер).

Также в ролях: Анни Роман (Паула), Ролан Бертен (импресарио Симон Вейнстадт), Жерар Дармон («Антилец»), Доминик Пинон («Кюре»), Жан-Жак Моро (Кранц), Патрик Флёрсхельм (Затопек), в эпизоде Владимир Косма (дирижёр, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.10.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дива / Diva (1981): кадр из фильма
Рядом с дивой

Выступивший продюсером (вместе с супругой Ирен) Серж Зильберман, хотя и сотрудничавший с такими выдающимися художниками, как Луис Бунюэль, Жан-Пьер Мельвиль, Рене Клеман, всё-таки не рассчитывал на то, что «Дива» непременно станет заметным событием. По слухам, у него вызывал раздражение бескомпромиссный подход Жана-Жака Бенекса, который озвучивал непомерные для дебютной полнометражной постановки запросы. Правда, помимо удачной короткометражки «Собака месье Мишеля» /1977/ тот свыше десяти лет набирался опыта в качестве ассистента режиссёра, изучив манеру совершенно разных профессионалов: от Клода Берри и комедиографа Клода Зиди до американца Джерри Льюиса1. В итоге лента снискала впечатляющий коммерческий успех, заинтересовав во Франции 2,82 млн. человек (пятнадцатое место в сезоне) и дополнительно – собрав за океаном $2,7 млн., то есть больше, чем составил производственный бюджет, оцениваемый в $1,5 млн. И, пожалуй, ещё важнее представляется громкий художественный резонанс, вызванный незаурядной картиной. В данной связи особенно радует, что фильм не остался незамеченным (пусть и не удостоился одной из главных наград) в конкурсе Московского международного кинофестиваля – и был куплен для советского кинопроката.

Дива / Diva (1981): кадр из фильма
Дива выступает

Взяв за основу одноимённый роман швейцарского писателя Даэниля Одье, опубликованный (под псевдонимом Делакорта) в 1979-м году и, к слову, входящий в цикл произведений о Серже Городише и его несовершеннолетней музе Альбе, Бенекс не стал порывать со сложившимися жанровыми традициями. Наоборот, «Дива» замечательно вписалась в череду других талантливых «поляров» рубежа 1970-80-х, открывших новые заманчивые перспективы. Другое дело, что обжигающий реализм (местами – на грани натурализма) в духе «Осведомителя» /1982/ Жану-Жаку казался явно недостаточным. Уточним: необходимым, но недостаточным. Жюль существует в серой и скучной реальности – и, кажется, совершенно не удивляется тому обстоятельству, что оказался втянут в криминально-полицейские разборки. Вот только душа простого курьера жаждет большего – высокого и прекрасного, как голос Хоукинс, исполняющей арию «Ebben? Ne andrò lontana» из оперы «Валли» Альфредо Каталани. Найти спасение в эскапизме, укрывшись от грубой социальной действительности в своём жилище, напоминающем персональное убежище, не удастся, но… сложно не оценить смелость парня, в один прекрасный момент решающегося предстать пред глазами Синтии…

Дива / Diva (1981): кадр из фильма
Вляпался в неприятности

Постановщик вряд ли смел мечтать о том, что станет зачинателем целого течения в национальном кинематографе, в отечественном киноведении получившего название «новейшая волна» (впрочем, термин не снискал широкого распространения), в западном – «cinéma du look». Заслуги первопроходца косвенно признает и Люк Бессон, пригласив в «Подземку» /1985/ Ришара Боринжера (на роль торговца цветами), а в «Пятом элементе» /1997/ выведя умопомрачительный образ дивы Плавалагуны. Жан-Жак Бенекс рискнул не просто тщательно перемешать элементы «низкого» и «высокого» искусства, в лоб столкнув прозу жизни с поэзией творчества, вызывающего восхищение эстетов. Услаждая наш слух музыкой и радуя глаз роскошным («необарочным») изобразительным решением, он словно взялся выразить собственную завороженность горним миром, проникающим в мир дольний – проникающим, пробивающимся, просачивающимся, невзирая на отчаянное сопротивление среды. Серж черпает вдохновение в общении с юной музой (кстати, принципиальная деталь – вьетнамкой по национальности), и «звезде» оперной сцены хватает проницательности распознать истинные, благородные намерения молодого поклонника, вообще-то склонного к фетишизму и, что ещё хуже, сделавшего высококачественную «пиратскую» запись выступления. Счастливая развязка подтверждает, что автор находится всецело на стороне тех, подчас заблуждающихся индивидов, чья душа истово стремится ввысь.

.

__________
1 – К сожалению, «День, когда клоун плакал» так и не стал (во всяком случае – пока) достоянием общественности.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+