Дивергент / Divergent (2014)
Другие названия: «Расходящийся» / «Отклоняющийся» (варианты перевода названия), «Избранная» (перевод названия романа).
США.
Продолжительность 139 минут.
Режиссёр Нил Бюргер.
Авторы сценария Ивэн Догерти, Ванесса Тейлор по роману Вероники Рот.
Композиторы Junkie XL, Ханс Циммер.
Оператор Альвин Х. Кюхлер.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Будущее после мировой войны. На территории современного Чикаго существует закрытое общество, разделённое на пять фракций («Эрудиция», «Дружелюбие», «Искренность», «Отречение» и «Бесстрашие»), в которые в обязательном порядке должен вступить каждый по достижении совершеннолетия. Беатрис (Шейлин Вудли) и Калеб (Энсел Эльгорт) Приоры изрядно удивляют своих родителей, состоящих в «Отречении», тем, что выбирают другие фракции — соответственно «Бесстрашие» и «Эрудицию». Девушка вынуждена скрывать, что тест, который призван помочь определиться с предрасположенностью к тому или иному роду деятельности, дал неопределённые результаты, — что она является дивергентом.
Также в ролях: Тео Джеймс (Тобиас «Фор» Итон), Рэй Стивенсон (Маркус Итон), Кейт Уинслет (Джанин Мэттьюс), Зои Кравиц (Кристина), Мэгги Кью (Тори), Мекай Файфер (Макс), Джей Кортни (Эрик), Майлз Теллер (Питер), Бен Лэмб (Эдвард), Бен Ллойд-Хьюз (Уилл), Кристиан Мэдсен (Ал), Тони Голдуин (Эндрю Приор), Эшли Джадд (Натали Приор), Эми Ньюболд (Молли Этвуд), Жюстин Уачсбергер (Лорен).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.03.2016
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Всё указывало на то, что триумф «Голодных игр» /2012/, а затем – и второй части с подзаголовком «И вспыхнет пламя» не был явлением случайным. Скорее, следует задаться вопросом, как долго продержится мода, сложившаяся стараниями писательницы Сьюзен Коллинз и кинематографистов, донёсших её идеи до огромной зрительской (всё-таки не сравнимой с читательской) аудитории?.. По проторенной стезе пошла Вероника Рот (по традиции отметившаяся в «камео» – в качестве члена фракции «Бесстрашие»), чей дебютный роман, оперативно опубликованный стараниями Katherine Tegen Books1 в апреле 2011-го года, предсказуемо попал в число бестселлеров. А экранизация, соответственно, оказалась среди кинохитов сезона, многократно2 окупив производственные расходы, щедро увеличенные продюсерами в два с лишним раза – с первоначально утверждённой суммы $40 млн. до $80-85 млн.
Всё это, откровенно говоря, грустно: такими темпами каноны упрощённых (ориентированных на девочек-подростков) антиутопий неумолимо подменят собой требования, предъявлявшиеся к образчикам жанра прежде. Самонадеянные (пусть и не акцентированные Нилом Бюргером) отсылки Рот к роману «1984» лишь подчёркивают убогость замысла и художественных решений, бледность характеров и в конечном итоге – примитивность представлений авторов о том, как устроено общество. Общество вообще и современное западное в частности, послужившее отправной точкой для мрачных фантазий. С тем же Джорджем Оруэллом можно было не соглашаться в оценке отдельных аспектов и прогнозе развития тех или иных явлений, большей частью, к счастью, не оправдавшемся, – но не упрекать его в непонимании элементарных вещей. Создателей «Дивергента» пугает перспектива введения кастовой системы? Тогда следовало бы поинтересоваться, почему, например, в древней Индии исторически сложилось разделение на брахманов, кшатриев, вайшью и шудру, оказавшееся настолько «естественным», что даёт о себе знать по сей день. Откуда, скажите на милость, в показанном нам Чикаго будущего берётся продовольствие? Кто производит оружие «бесстрашных», не говоря уже об электронном оборудовании? Кто поддерживает систему жизнеобеспечения города? Что-то не видно ни крестьян (фермеров), ни пролетариев, ни инженеров, а «эрудитов» – лишь с натяжкой можно отнести к категории учёных. Если б какой-нибудь безумный правитель задумал претворить принцип фракций, страна бы погрузилась в хаос и разруху, прекратив существование даже в мирное время – не то что перед лицом внешней военной угрозы…
Немногим умнее и хитрый план Джанин, возжелавшей узурпировать власть. Превратить воинов, на изнурительные тренировки (не только физические, но и психологические, включая изощрённые тесты на лояльность и умение подавлять страхи) которых потрачено столько времени и драгоценных ресурсов, в бездумных сомнамбул, в жалкое подобие зомби, – до этого действительно надо додуматься! С такими могли не справиться только изгои, опять же – какими их представляет писательница. Да и в части описания процесса подготовки воспитанников всё условно, приблизительно – не то что в «Игре Эндера» /2013/. Впрочем, возникает подозрение, что авторы воспримут подобные претензии с недоумением, испытав чувство глубокого удовлетворения от того, что публика подпала под очарование романтики отношений Трис и Фора. Вот только Шейлин Вудли ещё менее убедительна, чем Дженнифер Лоуренс, в образе воительницы и, на мой вкус, не наделена достаточным обаянием, чтобы всерьёз можно было поверить, будто вспыхнувший роман способен потрясти устои вымышленного тоталитарного государства.
.
__________
1 – Подразделение крупного издательства HarperCollins, специализирующееся на детско-юношеской печатной продукции.
2 – Общемировые кассовые сборы составили $288,7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий