Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets (1949)

Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets (1949): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Любезные сердца и короны»  / «Положение обязывает» / «Благородство обязывает» (варианты перевода названия).

Великобритания.

Продолжительность 106 минут.

Режиссёр Роберт Хеймер.

Авторы сценария Роберт Хеймер, Джон Дайтон по роману Роя Хорнимана, автор сценарных правок Нэнси Митфорд (без указания в титрах).

Композитор Эрнест Ирвинг.

Оператор Дуглас Слокомб.

Награду Венецианского МКФ получил Уильям Келлнер (художник-постановщик).

Жанр: комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Младшая дочь (Одри Филдс) 7-го герцога Челфонта (Алек Гиннесс) вышла замуж за итальянского оперного певца по фамилии Мадзини (Деннис Прайс), скончавшегося вскоре после рождения ребёнка. За это знатные родственники подвергли несчастную женщину остракизму. Её сын Луис (Деннис Прайс) поклялся отомстить за унижения матери и восстановить историческую справедливость, унаследовав титул. Правда, для этого придётся устранить других претендентов…

Также в ролях: Алек Гиннесс (также герцог / банкир / пастор / генерал / адмирал / молодой Эскойн / молодой Генри / леди Агата), Валери Хобсон (Эдит), Джоан Гринвуд (Сибелла), Майлс Маллесон (палач), Клайв Мортон (начальник тюрьмы), Джон Пенроуз (Лайонел), Сесил Рэмэйдж (королевский советник) Хью Гриффит (Лорд-распорядитель), Джон Сэлью (мистер Перкинс), Эрик Месситер (инспектор Бургойн из Скотланд-Ярда).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.02.2019

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets (1949): кадр из фильма
На дно вместе с кораблём

Посмотрев, что сделали братья Коэны (мягко говоря, не самые бездарные голливудские творцы!), выпустившие римейк немеркнущих «Убийц леди» /1955/, известных и под более грубым заголовком «Замочить старушку», несильно расстроишься из-за того, что повторная постановка «Добрых сердец и корон» так и не увидела свет. Сначала был отменён проект Лайонела Джеффриса «Голубая кровь и горечь», позже – не сумели реализовать замыслы заокеанские режиссёры Айван Райтман и Майк Николс, намеревавшиеся доверить главную роль соответственно Дастину Хоффману и Робину Уильямсу. Всё обошлось несколькими адаптациями для радиотеатра и… бродвейским мюзиклом «Путеводитель для джентльменов по любви и убийствам», премьера которого состоялась 17-го ноября 2013-го года. Однако и без упомянутых фактов вряд ли кто-то возьмётся подвергать сомнению утверждение, что фильм Роберта Хеймера не только стал одной из вершин такого уникального кинематографического феномена, как «илингские» комедии, но и вошёл в золотой фонд британского (и мирового!) киноискусства. Редкие юмористические кинопроизведения, затрагивающие быт аристократов Соединённого Королевства, обошлись без влияния картины. Вспомним хотя бы «Короля Ральфа» /1991/ или, ещё лучше, «Перепутанных наследников» /1993/, где герцогский титул также оказался неразрывно связан с преступными намерениями.

Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets (1949): кадр из фильма
Образчик аристократа

В названии заложена отсылка к стихотворению «Леди Клара Вер-де-Вер» /1842/, которое цитирует супруга (будущая вдова) Генри Д’Аскойна Эдит, соглашающаяся с Альфредом Теннисоном в том, что добрые сердца значат больше, чем короны, а простая вера – чем нормандская кровь1. Конфликт, подмеченный поэтом, по праву считающимся наиболее ярким выразителем мировоззрения своей эпохи (за что королева Виктория даже возвела его в бароны), действительно пронизывает экранные события. Вот только викторианско-эдвардианская мораль словно увидена сквозь призму современного кинематографистам послевоенного устройства, когда уже состоялось пресловутое восстание масс, а колониальная система начала трещать по швам. Самым обидным же для снобистски настроенной знати стала тенденция, что на почётные титулы и родовые замки принялись претендовать всякие сомнительные личности. Авторы вынужденно сгладили кое-какие острые углы (например, заглавный герой взятого за основу романа Роя Хорнимана «Израэль Рэнк: автобиография преступника» /1907/ был наполовину евреем, а не итальянцем), но и того, на что отважились, оказалось предостаточно. Алек Гиннесс не просто перевоплотился в девять персонажей, разных и в то же время – имеющих схожие черты, как и положено родственникам. Артист очень тонко продемонстрировал необратимую внутреннюю деградацию представителей элиты, по-прежнему занимавших важное положение в разных сферах общественной жизни. Здесь и прижимистый банкир, и пастор, добродушный старый пьяница, и генерал с адмиралом, пыжащиеся блюсти честь армии и флота, и даже деятельная, воинственная суфражистка, и… Неважно! Все они падут жертвами self-made gentleman’а (если перефразировать устойчивое американское словосочетание, означающее «человек, добившийся всего сам»), умного, талантливого, отбросившего предрассудки и посвятившего жизнь мести – тому блюду, что подают холодным. Времена меняются.

Добрые сердца и короны / Kind Hearts and Coronets (1949): кадр из фильма
Втёрся в доверие

Впрочем, Хеймер и Джон Дайтон резонно предостерегают против чересчур поспешных выводов, не говоря уже о следовании примеру прыткого и циничного Луиса. Основная часть повествования является иллюстрацией мемуаров, написанных свежеиспечённым 10-м герцогом Челфонта в ожидании назначенной на ближайшее утро казни. Судьба-индейка изрядно порезвилась, сделав так, чтобы ему вынесли (вынесли не абы кто – члены Палаты лордов!) предельно строгий приговор за убийство, которого не совершал. Этого выскочку и сластолюбца ждёт несоразмерное наказание за относительно скромное прегрешение – за затянувшийся роман с соблазнительной Сибеллой, ответившей отказом на предложение руки и сердца, отдав предпочтение другому (казавшемуся более перспективным) претенденту. Бедолаге ещё оказана высокая почесть, поскольку ничего подобного не было аж с июля 1685-го – со «старых дней топора», как выразился палач. С создателями фильма и впрямь сложно не согласиться в том, что преступление себя в конечном счёте не оправдывает: всё тайное рано или поздно становится явным. И дело вовсе не в досадной забывчивости… Гиннесс, выслушавший массу заслуженных похвал за блистательную игру, продолжит сотрудничество с Ealing Studios, воплотив ещё несколько незабываемых (и совершенно непохожих один на другой!) образов. К слову, и с режиссёром, страдавшим алкоголизмом и сравнительно рано скончавшимся от пневмонии, выдающегося лицедея будут долгие годы связывать дружба и плодотворная совместная работа.

.

__________
1 – В переводе Алексея Плещеева, опубликованном в 1864-м, четверостишье звучит так:
Поверьте, тот лишь благороден,
Чья не запятнана душа…
А ваши графские короны
Не стоят медного гроша!

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+