Доктор Стрэндж / Doctor Strange (2016)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Доктор Стрэндж» / «Dr Strange» / «Dr. Strange» (варианты написания названия), «Доктор Стрейндж» / «Доктор Стрендж» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Скотт Дерриксон.
Авторы сценария Джон Спэйтс, Скотт Дерриксон, К. Роберт Каргилл по комиксам Стэна Ли и Стива Дитко.
Композитор Майкл Джаккино.
Оператор Бен Дэвис.
На премию «Оскар» номинировались: Стефани Керетти, Ричард Блафф, Винсент Кирелли, Пол Корбулд (визуальные эффекты).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
Доктор Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч), нейрохирург из Нью-Йорка, попадает в автомобильную аварию. Он выживает, но полученные травмы рук ставят крест на профессиональной карьере. По совету Джонатана Пэнгборна (Бенджамин Брэтт), бывшего парализованным, однако сумевшего чудесным образом излечиться, Стивен направляется в таинственное место — Камар-Тадж, где можно приобщиться к тайным, магическим знаниям. Поможет ли это доктору Стрэнджу?
Также в ролях: Чиветел Эджиофор (Мордо), Рэйчел МакАдамс (Кристина Палмер), Бенедикт Вонг (Вонг), Мадс Миккельсен (Кецилий), Скотт Эдкинс (Луциан / Сильный зилот), Зара Физиан (зилот), Алаа Сафи (зилот), в эпизоде (без указания в титрах) Крис Хемсворт (Тор).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.03.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Было бы нелишне поразмышлять на досуге над тем, почему Стивен Стрэндж, впервые появившийся на экране (в одноимённом телефильме) в 1978-м году, не заинтересовал широкую публику. Ведь, допустим, невероятный Халк и удивительный Человек-паук примерно тогда же собирали весьма внушительную аудиторию на ТВ, а следом – состоялось торжественное прибытие на нашу планету Супермена (правда, сошедшего со страниц печатной продукции DC Comics, не Marvel Comics). Вероятно, сама концепция персонажа пока представлялась сложной или во всяком случае – не отвечающей стержневым тенденциям массовой культуры. А между тем показательно, что мятущийся супергерой, сумевший преодолеть эгоизм натуры и проделавший тернистый путь от строгого приверженца научного знания до Верховного мага Земли, привлёк внимание (ещё раньше, в разгар бунтующих 1960-х!) музыкантов рок-группы Pink Floyd. Данное обстоятельство, к слову, не преминет обыграть Скотт Дерриксон, не стеснявшийся рассказывать в интервью, каким горячим поклонником детища Стэна Ли и художника Стива Дитко является. И в свете неослабевающего (чуть ли не нарастающего от фильма к фильму!) успеха затяжного проекта «марвеловской» кинематографической вселенной доктор – не мистер, не мастер, а доктор – Стрэндж не мог, наконец, не выйти на авансцену1.
Отголоски психоделических штудий шестидесятников, искавших откровение как в разнообразных наркотических веществах, так и в духовных практиках Востока, имеют всё-таки второстепенное значение. Тот же дедушка Стэн неслучайно отметился в очередном знаковом камео в обличии пассажира, покатывающегося со смеху, читая эссе «Двери восприятия» /1954/, в котором Олдос Хаксли подробно описал персональный опыт употребления мескалина. Вот и Старейшина лишь внешне напоминает умудрённого тибетского ламу; на роль очень точно выбрана англичанка Тильда Суинтон, хотя актрисе и пришлось ввязаться в полемику о тонкостях устойчивых расовых стереотипов. На поверку источник её могущества – в другом. Да и нейрохирургу из Нью-Йорка приходится, уж скорее, переламывать себя в личном плане, перебарывать сложившийся характер, менять внутренние установки, соглашаясь с доводом, что спасать людей можно не только на поприще врача. Однако в философском отношении – иначе. Именно западный (условно говоря, позитивистский) подход помогает новичку быстро, без лишних усилий и душевных терзаний разгадать истинный смысл древних ритуалов, включая запретные, и овладеть колдовскими знаниями с сопутствующими навыками. Кинематографисты сознательно игнорируют набившее оскомину противопоставление высоких технологий волшебству, не соглашаясь даже с вполне разумной попыткой преодолеть это противоречие, предпринятой Артуром Кларком (в своём знаменитом третьем законе). Результат получился, признаем, любопытным.
Бенедикт Камбербэтч, выбранный помимо прочего благодаря шлейфу, тянувшемуся от образа Шерлока Холмса XXI века, справился с партией достойно и в отдельные минуты – действительно напоминает легендарного Винсента Прайса, послужившего Ли и Дитко прототипом. Он изрядно помог режиссёру в стремлении, скажем так, добиться синтеза современной научной картины мира (разумеется, с поправкой на озвученный фантастический допуск) и магического мышления. Процесс получает превосходное зримое воплощение в эпизодах в т.н. Зеркальном измерении, где Кецилий трансформирует знакомый урбанистический пейзаж (один из, увы, нечастых в последнее время примеров новаторского применения специальных эффектов), словно стирая грань между физической и виртуальной реальностями. Собственно, и стержневой конфликт строится на желании Дормамму заполонить наш мир Тёмной энергией, а Доктор Стрэндж применяет в качестве оружия против Вечности, столь желанной для зилотов, привычную категорию, поймав могущественного злодея во временную петлю. Остроумная развязка! Жаль только, что вообще-то талантливому артисту Чиветелу Эджиофору не хватило убедительности продемонстрировать внутреннее перерождение Карла Мордо.
.
__________
1 – Вышел и не разочаровал продюсеров: кассовых сборов ($677,7 млн.) хватило с лихвой, пусть озвученная величина бюджета и колеблется в пределах $165–236,6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий