Долгая Страстная пятница / The Long Good Friday (1980)

Долгая Страстная пятница / The Long Good Friday (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Долгая Страстная Пятница» / «Длинная Страстная пятница» (варианты перевода названия).

Великобритания.

Продолжительность 114 минут.

Режиссёр Джон Маккензи.

Автор сценария Барри Кифф.

Композитор Фрэнсис Монкман.

Оператор Фил Мейхью.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив

Краткое содержание
Хэролд Шэнд (Боб Хоскинс), крупнейший криминальный авторитет британской столицы, готовится заключить неописуемо выгодный контракт на строительство Олимпийского комплекса в Восточном Лондоне с представителями американской мафии. Однако в самый ответственный момент неизвестные (Пирс Броснан, Дара О’Мэлли) убивают его лучшего друга Хэрриса (Брайан Маршалл), совершают покушение на жизнь престарелой матери (Руби Хэд), закладывают бомбу в подконтрольное казино… Кто посмел так дерзко выступить против Шэнда?!

Также в ролях: Хелен Миррен (Виктория), Дерек Томпсон (Джефф), Эдди Константен (Чарли), Стивен Дэвис (Тони), Патрик Х. Мориарти (Рейзорс), Пол Фримен (Колин), Дэйв Кинг (Парки), Пол Барбер (Эрролл), Сьюзи Сильви (девушка с Эрроллом, без указания в титрах).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Долгая Страстная пятница / The Long Good Friday (1980): кадр из фильма
Мозговой штурм

Хотя представители HandMade Films приобрели права на съёмку ленты за солидную сумму в размере £0,85 млн., Джордж Харрисон после просмотра завершённого фильма высказался в том духе, что ни за что не выступил бы продюсером, если б знал, что картина окажется такой жестокой. По-видимому, прославленный музыкант и владелец кинокомпании лукавил, поскольку посодействует рождению другого произведения Джона Маккензи – вот уж действительно мрачной и брутальной тюремной драмы «Чувство свободы» /1981/. Да и в данном случае гораздо важнее, что «Долгая Страстная пятница» вообще увидела свет – и оказалась оценена по достоинству1 хотя бы как крепкий жанровый образчик. А ведь одних только антиклерикальных намёков, которые по своей сути куда оскорбительнее сатирических выпадов труппы «Монти Пайтон», чуть раньше поддержанных тем же Харрисоном, могло хватить, чтобы сценариста Барри Киффа2 и режиссёра подвергли общественному остракизму. Если продолжить возникающие ассоциации – распяли бы на кресте, устроив авторам персональную Страстную пятницу подобно тому, как чашу сию приходится испить до дна бедному Хэролду.

Долгая Страстная пятница / The Long Good Friday (1980): кадр из фильма
Самый главный криминальный босс

Было бы жаль! Художественное дарование Маккензи и Киффа позволяет простить им отдельные вольности, полностью оправдывает изображение извечных страстей человеческих на современный лад. Шэнд действительно держит под собой весь Лондон, и охотно веришь, что предстоящая сделка должна стать «крупнейшей с тех пор, как Гитлер нарисовал на штанах свастику», – но что с того?.. В длинном, нескончаемо долгом плане в финале Боб Хоскинс, блистательно справившийся с первой поистине бенефисной ролью, передал, кажется, всю оторопь и бессилие западного общества, включая его самую радикальную часть, перед лицом политического терроризма. По сравнению с фанатиками ИРА, которых, как истовых борцов за идею, невозможно купить, невозможно запугать, невозможно уничтожить, и безжалостные члены организованной преступности покажутся беспомощными малыми детьми, невинными младенцами, по-библейски – агнцами, отдаваемыми на заклание. Приглашением на роль Чарли Эдди Константена режиссёр явно выказал несогласие с немецким коллегой Райнером Вернером Фасбиндером, у которого (в «Третьем поколении» /1979/) актёр изобразил лидера морально разложившейся террористической ячейки. Не без толики мрачной иронии Маккензи напоминает о том, возможно, главном уроке, что человечество так и не пожелало извлечь за две тысячи лет. Одерживает верх в безостановочной, изматывающей борьбе за власть не самый крепкий или коварный, а тот, кто обладает более сильной Верой в правоту своего дела. Альтернатива растерянному выражению лица Шэнда – ухмыляющиеся губы ирландского террориста, наверняка усвоившего эту великую истину с раннего детства.

.

__________
1 – О пристальном внимании к маккензиевским изысканиям говорят, например, прославленные работы Гая Ритчи.
2 – Это его единственный кинематографический опыт.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+