Дон Жуан / Don Giovanni (1979)

Дон Жуан / Don Giovanni (1979): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Дон Джованни» (вариант перевода названия), «Дон Жуан» Моцарта» / «Mozart’s Don Giovanni» (международное англоязычное название).

Франция, Италия, ФРГ.

Продолжительность 176 минут.

Режиссёр Джозеф Лоузи (номинация на «Сезар»).

Автор либретто Лоренцо да Понте, авторы адаптации Патриция Лоузи, Джозеф Лоузи, Франсис Савел (в титрах как Frantz Salieri), автор идеи Рольф Либерманн, при участии Франсиса Савела (в титрах как Frantz Salieri).

Композитор Вольфганг Амадей Моцарт, дирижёр Лорин Маазель.

Оператор Джерри Фишер.

Премии «Сезар» получили: Александр Траунер (художник-постановщик), Реджинальд Бек (монтаж).

Премия «Давид ди Донателло» за лучшую постановку.

Жанр: драма, музыкальный фильм

Краткое содержание
Дон Жуан (Руджеро Раймонди), проникший в маске в дом Донны Анны (Эдда Мозер), но не сумевший её соблазнить, убивает Командора (Джон Макарди), вступившегося за честь дочери. Лепорелло (Жозе ван Дам) пытается деликатно донести до своего хозяина мысль о рискованности такого образа жизни. Однако молодой аристократ не желает прислушиваться к голосу разума — напротив, намерен и впредь обольщать женщин.

Также в ролях: Кири Те Канава (Донна Эльвира), Кеннет Ригел (Дон Оттавио), Тереса Берганса (Церлина), Малкольм Кинг (Мазетто), Эрик Аджани (слуга в чёрном).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.08.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дон Жуан / Don Giovanni (1979): кадр из фильма
Все его уважают

Предприимчивые продюсеры давно положили глаз на оперу, не без оснований полагая, что интерес масс к этому «элитарному» виду искусства в сочетании с потенциалом кинематографа принесёт замечательные плоды. В данной связи достаточно вспомнить роскошную «Аиду» /1953/ с участием молодой, но стремительно набиравшей популярность Софи Лорен (вокальную партию исполнила Рената Табальди). Однако подлинный расцвет такого специфического феномена, как фильм-опера (реже встречается выражение оперный фильм) ведёт отсчёт с середины 1970-х, когда Ингмар Бергман представил изумительную, пусть и снятую для телевидения, «Волшебную флейту» /1975/. Тогда же принял вызов и Джозеф Лоузи. Выдающийся американский (по месту рождения, однако заслуживший наивысшее признание за свои западноевропейские ленты) режиссёр получил колоссальные возможности. Помимо значительных по тем временам финансовых затрат1 заслуживает уважение готовность к сотрудничеству, проявленная прославленными музыкантами (композитором Рольфом Либерманом, дирижёром Лорином Маазелем) и особенно певцами с мировым именем. А ведь опыт являлся, признаем, рискованным не только в техническом, но и в эстетическом плане.

Дон Жуан / Don Giovanni (1979): кадр из фильма
Вышел на прогулку

К сожалению, система восьмиканальной записи звука компании Dolby на тот момент ещё не была отрегулирована в нужной мере – и в адрес создателей посыпались соответствующие (касательно низкого качества) упрёки. Недостатки устранили лишь в 2006-м, в ходе реставрационных работ, приуроченных к очередному (двести пятьдесят лет со дня рождения) юбилею Вольфганга Амадея Моцарта… Но и это не помешало оценить своеобразие замысла, блестяще, без творческих компромиссов реализованного. Дело не только в том драматизме, которого удалось добиться ведущим «звёздам», в первую очередь – Руджеро Раймонди, чьё демоническое обаяние позволило на редкость точно передать глубинную сущность характера Дона Жуана. Лоузи бросал вызов, отказываясь от условных декораций и вообще вынося действие за стены оперного театра, несмотря на помещённую во вступительные титры оговорку, что основой кинематографистам послужила оригинальная постановка, осуществлённая 29-го октября 1787-го года в Праге. Заранее – вовсе не представлялось очевидным, насколько органичным окажется сочетание арий и речитативов со съёмками на натуре, в том числе на живописных каналах Венеции. Не обернётся ли попытка совмещения столь разнородных элементов фальшью, не породит ли это незапланированный комический эффект?.. Не говоря уже о том, что Джозеф рисковал спровоцировать нападки со стороны ревнителей нравственности, введя дерзкие эротические кадры – например, со спящей обнажённой девушкой, приковывающей, к неудовольствию хозяина, взгляд Лепорелло.

Дон Жуан / Don Giovanni (1979): кадр из фильма
Гордость не даёт покоя

Готов с абсолютной уверенностью констатировать: эксперимент удался. Режиссёр открыл новые горизонты в развитии поджанра, и его урок, безусловно, учитывали коллеги (в частности, Франко Дзеффирелли, Франческо Рози, Ханс-Юрген Зиберберг). Но для мастера такого уровня даже это не могло служить единственной целью. Введение отсутствовавшего в первоисточнике образа молчаливого слуги в чёрных одеяниях (Чёрного человека!) и даже псевдоним Франц Сальери, избранный Франсисом Савелом, косвенно свидетельствуют о намерении осмыслить весёлую драму сквозь призму личности самого Моцарта. О стремлении постичь те внутренние, подспудные страхи и прозрения, которые пытался выразить композитор, и, к слову, знаменательно, что почти одновременно с картиной – в Лондоне состоялась премьера пьесы «Амадей» Питера Шеффера, позже экранизированной Милошем Форманом. Наконец, приверженность Джозефа Лоузи наследию Бертольда Брехта проявилась не только в опоре на отдельные идеи «эпического театра», включая знаменитый «эффект очуждения», применённый в первую очередь в отношении «наказанного развратника» – высокородного распутника и гедониста, поплатившегося за брошенный небесам вызов. Предпослав в качестве эпиграфа известную фразу Антонио Грамши из «Тюремных тетрадей»2, автор высветил ещё один (пожалуй, наиболее важный) аспект великой оперы, сохранивший злободневное звучание и поныне. В данном отношении «Дон Жуан» продолжает (завершает?) начатую совместно с Гарольдом Пинтером линию, посвящённую медленному, мучительному вырождению аристократии: согласно сделанному открытию, процесс берёт истоки в раннем Новом времени. Мало того, при желании – зритель мог смело пойти дальше, проведя параллели с современностью, демонстрировавшей первые признаки наступления очередного «междуцарствия».

.

__________
1 – По-видимому, выросший до $7 млн. бюджет окупился, поскольку в одной лишь Франции аудитория превысила 1 млн. человек (двадцать седьмое место в сезоне).
2 – «Старое уже умирает, а новое ещё не может родиться, в этом междуцарствии возникает множество разнообразнейших патологий».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Новый «Дон Жуан» // Ровесник. – 1980, № 05. – С. 30.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+