Достучаться до небес / Knockin’ on Heaven’s Door (1997)
Другие названия: «Стучась в небесные врата» / «Стучась в небесную дверь» (варианты перевода названия).
ФРГ.
Продолжительность 87 минут.
Режиссёр Томас Ян.
Авторы сценария Томас Ян, Тиль Швайгер по сюжету Томаса Яна.
Композиторы Франц Плаза, Кристиан Неандер (в титрах как Selig), Ян Плевка (в титрах как Selig).
Оператор Геро Штеффен.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, комедия, драма
Краткое содержание
Мартин Брест (Тиль Швайгер, «Серебряный Георгий» Московского МКФ) и Руди Вурлицер (Ян Йозеф Лиферс) познакомились в больнице, где обоим поставили смертельные диагнозы. Первый, узнав, что новый знакомый никогда в жизни не видел моря, предлагает отправиться в Нидерланды, на побережье. Чтобы раздобыть денег, приятели грабят автозаправочную станцию и отделение банка, а затем — угоняют автомобиль, в багажнике которого обнаруживают кейс с миллионом марок наличными. Поездка предстоит увлекательная!
Также в ролях: Тьерри ван Вервеке (Хенк, бельгиец), Мориц Бляйбтрой (Абдул, араб), Хууб Штапель (Фрэнки «Бой» Белуга), Леонард Лансинк (комиссар Шнайдер), Ральф Херфорт (ассистент Келлер), Корнелия Фробёсс (фрау Брест, мама Мартина), Рутгер Хауэр (Куртиц), Кристиана Пауль (продавщица в бутике), Дана Швайгер (молодая женщина), Зёнке Вортманн (режиссёр), Томас Ян (таксист), Бернд Айхингер (человек с деньгами).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.03.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Кто бы мог подумать, что немецкие кинематографисты, поддавшись общемировой моде (естественно, на тарантиноманию), создадут нечто настолько трепетное, трогающее душу, по-хорошему сентиментальное! При этом – словно вторгшись на территорию французов, которые, напротив, параллельно познакомили с излишне жестоким, натуралистичным и неумеренно вульгарным «Доберманом» /1997/ Яна Коне. Так, быть может, иронические цитаты из «Бешеных псов» /1992/ и «Криминального чтива» /1994/, а главное, всё-таки случающиеся на протяжении действия перестрелки и погони на автомобилях – и вовсе являются ложной приманкой для зрителей?! Тем более что главные герои так ли уж случайно носят имена и фамилии, совпадающие с паспортными данными совсем других голливудских кинодеятелей, режиссёра Мартина Бреста и кинодраматурга Руди Вурлицера, чем косвенно мотивируются отсылки к их творчеству. Вынужденные правонарушения товарищей по несчастью сродни похождениям и трио отчаявшихся пенсионеров из комедии «Красиво уйти» /1979/, и разбитного полицейского Акселя Фоули, но в то же время – подёрнуты элегической дымкой, настраивая на созерцательное восприятие мира ничуть не хуже, нежели история «Маленького Будды». А уж растянувшийся поединок с парочкой головорезов в деловых костюмах (особенно выразителен немец Мориц Бляйбтрой в образе изъясняющегося с «арабским» акцентом Абдула!) просто не может не вызвать в памяти, скажем, противостояние Пэта Гэрретта и Билли Кида… Между прочим, нелишне вспомнить, что Боб Дилан написал замечательную песню, избранную создателями лейтмотивом (звучит под занавес в исполнении группы Selig), специально для гениального вестерна Сэма Пекинпа.
Но в том-то и дело, что нет! Наоборот, дебютант Томас Ян, написавший сценарий на пару с актёром Тилем Швайгером (к тому моменту – уже получившим известность по постановкам Зёнке Вортманна1), оказывается как никто близок Квентину Тарантино. Творцу-киноману из-за океана, у которого постмодернистские розыгрыши, напускной цинизм и колоссальное внимание, уделяемое стилю, вовсе не исключали глубокомысленного содержания и даже наличия непременной морали. Фонтанирующие известной (во всех смыслах – кинематографической) насмешливостью, почти абсурдностью ситуации проистекают будто по воле Фатума, доброго для людей хороших и ничего не сулящего тем, кто того не заслуживает. Это создаёт поразительный контраст приземлённого, курьёзного, подчас нелепого и романтически высокой цели путешествия. Громкий пафос финальных кадров с поистине королевским появлением Куртица в, хочется сказать, одухотворённом исполнении Рутгера Хауэра, словно поделившегося безмерной радостью возвращения на Родину, в Нидерланды, уже не покажется фальшивым ни на йоту. Умудрённый криминальный авторитет, оказывается, не хуже бунтаря и шалопая Мартина знает, о чём без умолку ведут беседы на небесах. Картина моря на закате, являющегося теми самыми Небесными вратами (Heaven’s Door) – сущим пропуском в рай, производит неизгладимое впечатление. Начавшись с дерзкого заявления I Will Survive (сутенёр учит проституток танцевать под немеркнущий шлягер Глории Гейнор – в том самом публичном доме, где позже сбудется одно из заветных желаний Руди), повествование закономерно обрывается на пронзительной дилановской мелодии… Остаётся искренне порадоваться за создателей, которым удалось найти ключ к сердцам зрителей-соотечественников: фильм, собрав аудиторию в 3,54 млн. человек (при бюджете порядка DEM3,5-4,3 млн.), попал в число лидеров сезона, а среди немецких картин – и десятилетия. Куда досаднее, что за рубежом картина прошла гораздо слабее, а главное, что следующие работы Томаса Яна были проигнорированы, и небесталанный режиссёр в отчаянии ушёл на ТВ.
.
__________
1 – Признанный комедиограф с удовольствием мелькнул в камео – естественно, в облачении режиссёра!
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий