Древо жизни / The Tree of Life (2011)
США.
Продолжительность 139 минут.
Режиссёр Терренс Малик.
Автор сценария Терренс Малик.
Композитор Александр Деспла.
Оператор Эммануэль Любецки.
Жанр: драма, кинофантазия
Краткое содержание
Миссис О’Брайен (Джессика Честейн) получает телеграмму с сообщением о смерти девятнадцатилетнего сына Р.Л., ушедшего в армию. Её муж (Брэд Питт) узнаёт ту же трагическую весть по телефону, находясь в аэропорту… Об этом событии спустя много лет вспоминает их другой, старший отпрыск Джек (Шон Пенн), и память постепенно возвращает его в непростую пору взросления.
Также в ролях: Хантер МакКрэкен (Джек в детстве), Ларами Эпплер (Р.Л.), Тай Шеридан (Стив), Фиона Шоу (бабушка), Джессика Фузелье (гид), Николас Гонда (мистер Рейнолдс), Уилл Уоллас (архитектор), Келли Кунс (отец Хейнс).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.03.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Столь высокопарное название поневоле настраивает на восприятие фильма в духе «Фонтана» /2006/. И Терренс Малик не то чтобы обманывает ожидания… Его пятая по счёту полнометражная постановка действительно соотносится с упомянутой картиной Даррена Аронофского, постаравшегося проникнуть в тайну тайн, увязав в единой истории конкисту, поиски современных учёных и космические полёты, – но как произведение, принципиально и бескомпромиссно экзотерическое на фоне эзотерического, зашифрованного, искусственно усложнённого экранного послания коллеги. Даже приглашение легендарного Дугласа Трамбалла, ветерана в деле создания визуальных эффектов, когда-то – в «2001: Космической Одиссее» /1968/ – поразившего воображение кадрами вселенского масштаба и вселенской красоты, не обусловило влияния на режиссёра-сценариста научно-фантастического шедевра. «Спонтанные», демонстративно выпадающие из повествования кадры, иллюстрирующие образование Галактики, Солнца, Земли, где постепенно зарождается жизнь (от микроорганизмов до динозавров), безусловно, проникнуты глубочайшим почтением к Природе – и вместе с тем чужды кубриковским интеллектуальным шарадам, решение которых остаётся за гранью человеческого разумения. Образы Малика интуитивно понятны, думается, любому среднестатистическому зрителю.
Элитарной публике Каннского международного кинофестиваля, очень неоднозначно1 поначалу встретившей картину, всё это показалось, вероятно, слишком ясным и схематичным, хотя последующие события развивались почти по Владимиру Высоцкому («… но очухались и вот дали приз-таки»), завершившись вручением «Золотой пальмовой ветви». А между тем режиссёр остался, убеждён, верен прежним эстетическим принципам, в очередной раз излагая простую (хочется сказать: по-библейски простую) историю о поре взросления и первых уроках, преподаваемых реальностью. В данном случае необязательно даже знать хорошо усвоенные западной культурой ветхозаветную притчу об Иове2 и древнегреческий миф о царе Эдипе (в пику тому же Аронофскому, насытившему действие несчётными историческими и религиозно-философскими реминисценциями), контуры которых проступают по ходу развития сюжета! Придав повествованию автобиографический характер, Терренс в то же время апеллирует к нашим воспоминаниям о детстве – периода первых попыток осмысления личного опыта и окружающей действительности. Кто прав: отец, придерживающийся авторитарных методов воспитания, старающийся сделать детей сильными и готовыми к любым невзгодам, или мать, стремящаяся донести практически не выразимое словами ощущение благодати, переполняющей душу любви ко всему сущему? И принесёт ли Джеку пользу внутренний протест против навязываемых родителями взглядов, принимающий форму мелкого хулиганства?.. Оператор Эммануэль Любецки продолжил следовать персональной догме – техническим ограничениям, оговоренным с постановщиком ещё в процессе работы над их предыдущей лентой («Новый Свет» /2005/), а главное, отснял материала3 на многие часы проекции. Это одарило авторов (не понадобилось и привлечения технологий компьютерной генерации изображения!) кадрами, похожими на маленькое чудо, но прежде всего позволило на этапе монтажа подчинить действие завораживающему ритму – практически по законам симфонической музыки, щедро представленной в саундтреке. Гигантский тридцатитонный дуб, раскинувшийся вширь и ввысь, является, безусловно, замечательным символом Древа Жизни, заставляя, наверное, и последнего циника почувствовать себя частицей необъятной Вселенной – вечного и бесконечного в возможных проявлениях круговорота бытия.
.
__________
1 – По свидетельству очевидцев, часть зала освистала авторов по завершении премьерного сеанса.
2 – Инициалы юного героя (J.O.B.) как раз образуют его имя, как оно пишется по-английски.
3 – На миллион футов плёнки ушла значительная доля бюджета ($32 млн.), который, вероятно, не окупился, поскольку общемировые кассовые сборы составили $54,3 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий