Дуэлянты / The Duellists (1977)
РИДЛИ СКОТТ и его фильмы
Кинорежиссер Ридли Скотт родился в Англии в г. Саут-Шилдс в 1937 году. Он старший брат не менее известного режиссера Тони Скотта. Прежде чем всерьез увлечься кинематографом, Скотт занимался живописью. Сначала он учился на декоратора в Уэст-Хартпулском колледже живописи, затем продолжил свое образование в Британском Королевском колледже живописи. Закончив кинокурсы, Ридли Скотт, так же, как и другой популярный режиссер, его соотечественник Эдриан Лайн, занимался коммерческой телерекламой, снимал многочисленные рекламные ролики в Великобритании, Франции и США.
Несомненно, талант художника и огромный опыт работы в рекламном кино, сказался на творчестве Ридли Скотта, на его неповторимом стиле. Все фильмы этого режиссера отличают необыкновенная изысканность и красочность изображения. Эстетика киноживописи особенно характерна для его трех фантастических лент, из которых необходимо выделить фильмы: «Бегущий по лезвию бритвы» и «Легенда», где автором найдено довольно неожиданное и оригинальное изобразительное решение футуристического и сказочного мира. Вместе с тем кинопроизведениям Ридли Скотта свойственны полижанровость, морально-нравственные и философские мотивы.
Любопытно, что Ридли Скотт снимает по одному фильму каждые два года. В перерывах между ними он занимается своей любимой рекламой. «Съемки рекламы – это лучшее для режиссера средство, препятствующее потере квалификации. Благодаря работе над рекламным фильмом, я экспериментирую, иначе говоря, совершенствуюсь», – с уверенностью заявляет всемирно известный мастер сложнопостановочного кино. Однако, в своей последней по счету картине Р. Скотт отказался от спецэффектов, от привычной для него стилистики. Следующая же будет для Ридли Скотта тем более нова и неожиданна. Он начал работу над историческим фильмом «Христофор Колумб», посвященным 500-летию со дня открытия Америки. Уверен, что в этой картине талант удивительного кинохудожника заиграет новыми, еще невиданными красками.
Великобритания, 1977, 100 мин. В ролях: Харви Кейтел, Кейт Каррадайн, Алберт Финни, Эдвард Фокс, Кристиана Рейнс, Роберт Стефенс, Том Конти, Джон Мак Энери, Диана Куик, Алан Уэбб, Гай Хэмилтон.
Действие фильма начинается в Страсбурге в 1800 году. Генерал Трейллар приказывает лейтенанту
20
Арману Д’Юберу арестовать за участие в очередной дуэли лейтенанта Габриэля Феро. Это не так просто сделать. Ведь Габриэль известен как человек крайне вспыльчивый и независимый.
Этот фильм начинается как обычное очередное историческое, костюмированное бытописание о жизни офицеров наполеоновской армии. Однако постепенно от частного взгляда Р. Скотту удается подняться до глобального обобщения, рассуждения о чести и бесчестии, смирении и гордыне.
Материалом для сценария Джеральда Вон Хьюго послужил рассказ Джозефа Конрада. Его произведения не раз становились основой для создания фильмов. Например, роман «Сердце тьмы» лег в основу сценария фильма Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня».
Великобритания-США, 1979, 117 мин. В ролях: Сигурни Уивер, Том Скерритт, Яфет Котто, Джон Херт, Вероника Картрайт, Гарри Дин Стентон, Иэн Холм.
Следующий фильм Ридли Скотта переносит зрителя в далекое будущее. Человечество вышло в открытый Космос. В межпланетный грузовой корабль «Ностромо», приземлившийся на неисследованной планете, проникает Чужой…
Тема контакта человека и разума инопланетного враждебного не нова для научно-фантастического кино. Режиссер использует уже известные сюжетные ходы: замкнутое пространство корабля, откуда не уйти – вокруг космос, беззащитность людей и бессилие компьютера (предательское, ибо основная цель полета, лишь компьютеру известная – любой ценой доставить Чужого на Землю), неуязвимость и коварство инопланетянина. Он убивает, а сам почти непобедим, его кровь – кислота, разъедающая переборки, он способен неожиданно появляться в какой угодно точке межзвездного корабля…
Все это было бы банальным, если бы не уровень комбинированных съемок, великолепный монтаж, изумительная музыка (композитор Джерри Голдсмит) и прекрасные декорации. Так что, в целом, зрелище получилось захватывающим. Неслучайно фильм был удостоен «Оскара» за спецэффекты. Над созданием монстра «Чужого» трудился сам Карло Ромбальди, сделавший Кинг Конга в 1976-м и И.Ти. в 1982 году.
Фильм имел большой успех, и через семь лет Джеймс Камерон («Терминатор») сделал продолжение – «Чужие». Конечно Ридли Скотт был далеко не первым, кто предупреждал о возможной смертельной опасности для человечества от «контактов третьего вида». Но именно с его легкой руки сюжет о чужом, враждебном среди людей в замкнутом пространстве, стал снова и снова появляться на мировом экране: «Нечто» Дж. Карпентера (1982), «Левиафан» Дж. Н. Косматоса (1989), «Запретный мир» А. Хольцмана.
БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ (Blade Runner)
США-Великобритания, 1982, 122 мин. В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Эдвард Джеймс Олмос, Джоанна Кэссиди, Дэрил Ханна, М. Эммет Уолш, Брайан Джеймс, Уильям Сандерсон.
Сразу же после выхода на экраны эта лента попала в киносправочники и киноэнциклопедии, заняла достойное место в литературе по кинофантастике. Немногие фильмы и до, и после «Бегущего…» так бесподобно создавали на экране облик грядущего.
Не раз на киноэкранах бунтовали роботы, достаточно вспомнить великолепный фильм Р. Вик-
21
торова «Отроки во Вселенной». Доводилось бунтовать и киборгам, и биороботам, и искусственно созданным людям. Но впервые за историю кино столь безапелляционно, прямо и безжалостно на экране ставится вопрос: что есть человек? Что есть человек искусственный? Где грань между тем и другим? Можно ли убить искусственного человека (что в инструкции называется отставка) и при этом не считать себя убийцей?
Каждый в этом захватывающем фильме находит что-то важное для себя. Фильм воспринимается на нескольких уровнях – это и фантастическая драма, и детективный триллер с элементами боевика.
В ноябре 2019-го в Лос-Анджелес нелегально вернулась группа биороботов-репликантов, их необходимо изловить и уничтожить. Репликантов готовили для работы во Внеземелье, снабдили их огромной силой и интеллектом. Но не предусмотрели, что у искусственного человека может появиться страх смерти или чувство любви, что биороботы не захотят погибать в отведенные генетической программой сроки.
США, 1985, 90 мин. В ролях: Том Круз, Тим Карри, Миа Сара, Дэвид Беннент.
Местами странная, но великолепно снятая оператором Алеком Томпсоном сказка – конечно же, об обязательной, хоть и трудной победе Добра над Злом.
Однажды во время прогулки по лесу Лесной Джек – этакий сказочный Тарзан – показал прекрасной принцессе двух волшебных единорогов. Принцесса совершила ошибку: дотронулась до них. И единороги сразу стали уязвимыми для сил Зла, которые давно хотели установить темную холодную зиму в сказочной, полной тепла и яркого света, летней стра-
22
не. К «Легенде» вполне можно отнести слова М. Антониони, сказанные, правда, о предыдущей ленте Ридли Скотта: «Здесь есть великолепные кадры, много прекрасных находок… Мир фильма полон света, разнообразных звуков…»
Однако финансового успеха фильм не имел, что и понятно, ведь фильм-сказка имеет весьма ограниченную аудиторию зрителей. Может быть, поэтому режиссер в дальнейшем обратился к сюжетам реальной жизни.
ТОТ, КТО МЕНЯ БЕРЕЖЕТ (Someone to watch, over me)
США, 1987, 106 мин. В ролях: Том Беренджер, Мими Роджерс, Лоррейн Бракко, Андреас Катсулас.
Пожалуй, это наиболее мелодраматическая из всех лент Р. Скотта.
Клер Грегори стала невольным свидетелем убийства. Жизнь ее в опасности. И убийца (заслуживающий отсидку уже за одну физиономию – актер Андреас Катсулас) старается надавить на нее, чтобы на очной ставке Клер его не опознала. Клер охраняет полиция. Один из полицейских (Том Беренджер) вдруг понимает, что госпожа Грегори к нему совсем не равнодушна, и он отвечает ей взаимностью. Клер явно одинока, несмотря на свое положение в обществе, а теперь, когда она в опасности, ей нужно опереться на кого-то.
А о чем думает он – у него жена и сын? Во всяком случае, не только коллеги героя, но и зрители переживают за судьбу семьи.
Успеху фильма в немалой степени содействовала превосходная игра Тома Беренджера, Мими Роджерс и Лоррейн Бракко.
23
США, 1989, 125 мин. В ролях: Майкл Дуглас, Энди Гарсиа, Кен Такакура, Кейт Кэпшоу, Юсаки Матсудо, Томисабуро Вакаяма.
Мастерски срежиссированный рассказ о борьбе американских и японских полицейских против японской мафии якудзы.
Не первый раз экран рассказывает о преступных организациях коварных азиатов – достаточно вспомнить «Якудза» С. Поллака или «Год Дракона» М. Чимино. В данном случае против мафии выступает «международный экипаж»: неотразимый Майкл Дуглас и Энди Гарсиа – американцы и Кен Такакура (японский актер, не раз появлявшийся в детективах.) Мы видим, насколько по-разному работают над поставленной задачей – поиском преступников – американец, всюду полагающийся лишь на себя, и японец, не способный активно действовать вне коллектива. Побеждает американский подход, так как мафиози – якудза – ведут свои делишки именно в стиле Дикого Запада.
ТЕЛЬМА И ЛУИЗА (Thelma and Louise)
США, 1991, 130 мин. В ролях: Сюзан Сарандон, Джина Дэвис, Харви Кейтел.
В своем новом фильме Ридли Скотт, мастер фантастического и остросюжетного кино, несколько изменил излюбленному жанру. Он снял современный вариант знаменитого вестерна «Буч Кэссиди и Санденс Кид», а места главных героев в его картине заняли очаровательные героини.
Тельма Дикинсон (Джина Дэвис) ведет довольно скучный образ жизни. Она домашняя хозяйка, к которой эгоистичный муж относится, как к своей служанке. Луиза Сойер (Сюзан Сарандон) служит официанткой и ждет не
24
дождется, когда же ее сердечный друг музыкант решится, наконец, надеть ей на палец обручальное кольцо. Ожидание перемен затягивается, и подруги решают отдохнуть от постылой жизни, уехав куда-нибудь подальше на уик-энд. Однако первое же «приключение»: встреча с мужчинами в придорожном кабачке – заканчивается для подруг весьма плачевно. Чтобы избежать насилия и спасти свою честь Тельма и Луиза вынуждены совершить убийство. Теперь их разыскивает полиция, и женщины скрываются от погони.
Захватывающее действие с грандиозным финалом.
Любопытно, что на главные роли в этой картине претендовали Мерил Стрип и Голди Хоун, но Ридли Скотт с самого начала отдавал предпочтение своим «любимицам» – Сарандон и Дэвис. И режиссерское чутье его не подвело.
Сергей ФИКС, Георгий САМСОНОВ
25
Добавить комментарий