Двадцать восемь панфиловцев / Dvadtsat vosem panfilovtsev (2016)

Двадцать восемь панфиловцев / Dvadtsat vosem panfilovtsev (2016): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «28 панфиловцев» (вариант написания названия), «28 панфиловцев» / «Panfilov’s 28» / «Panfilov’s 28 Men», «Двадцать восемь панфиловцев» / «Panfilov’s Twenty Eight» (международные англоязычные названия).

Россия.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёры Андрей Шальопа, Ким Дружинин.

Автор сценария Андрей Шальопа.

Композитор Михаил Костылёв.

Оператор Никита Рождественский.

Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Лейтенант Василий Угрюмов (Андрей Шальопа) проводит занятия с красноармейцами четвёртой роты по боевой подготовке. В ближайшее время намечается наступление немецких войск, продвигающихся к Москве, однако точное направление главного удара неизвестно. Бойцам 316-й стрелковой дивизии предстоит отразить атаку превосходящих сил противника, сорвав тем самым планы гитлеровцев. Их подвиг войдёт в историю.

Также в ролях: Азамат Нигманов (красноармеец Мусабек Сенгирбаев), Александр Устюгов (красноармеец Иван Москаленко), Алексей Морозов (политрук Василий Клочков), Амаду Мамадаков (красноармеец Аликбай Косаев), Антон Кузнецов (майор Е. М. Решетников, командир батальона), Антон Филипенко (красноармеец Дмитрий Тимофеев), Виталий Коваленко (красноармеец Иван Шепетков), Владимир Захаренко (красноармеец Николай Максимов), Дмитрий Гирев (красноармеец Яков Бондаренко), Дмитрий Мурашев (красноармеец Григорий Конкин), Ким Дружинин (красноармеец Даниил Кожебергенов), Михаил Пшенко (красноармеец Пётр Дутов), Николай Клямчук (красноармеец Григорий Петренко), Олег Фёдоров (красноармеец Григорий Шемякин), Сергей Агафонов (красноармеец Григорий Безродных), Яков Кучеревский (сержант Иван Добробабин), Баир Иринчеев (подносчик снарядов).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.05.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Двадцать восемь панфиловцев / Dvadtsat vosem panfilovtsev (2016): кадр из фильма
Танки не пройдут!

Нападки на кинематографистов со стороны представителей того идеологического лагеря, где само слово «патриот» используется в качестве ругательства, как раз понятны. Какие только обвинения ни сыпались в адрес создателей задолго до премьеры – и даже до того момента, как удалось собрать необходимые средства для реализации проекта! Естественно, им было обидно, что на просвещённом Западе простые люди финансируют кинофантазию о спасшихся на Луне нацистах (в крайнем случае – материально поддерживают сугубо развлекательные, ориентированные на сообщества фанатов замыслы), в то время как наши сограждане жертвуют свои кровные деньги1 на кинопроизведение о подвиге предков. Гораздо сильнее обескуражил внушительный перечень претензий, предъявленный теми, кто причислял себя, скорее, к единомышленникам Андрея Шальопы и Кима Дружинина. Готов согласиться, что поведанная одним из бойцов (под видом легенды или же народной байки) история про семерых самураев, защитивших крестьян от полчища бандитов, которые, возможно, были и не самураями вовсе, а ковбоями, нанятыми мексиканскими пеонами, требовала более тонкой проработки. Но и эта, типично постмодернистская шутка несёт «советскую» окраску: кто ж не знает, с каким триумфом вестерн Джона Стёрджеса, в известной степени порывавший с индивидуалистическими традициями – воспевший дух братства (коллективизма!), прошёл по отечественным экранам?! И упоминание о 300 спартанцах было для сценариста, очевидно, принципиальным…

Двадцать восемь панфиловцев / Dvadtsat vosem panfilovtsev (2016): кадр из фильма
Советские воины не сдаются

Кратко остановимся на некоторых других, скажем так, смущающих аспектах. Непродолжительный фрагмент с молитвой сидящего в окопе бойца, вероятно, и можно воспринять как дань «обязательной» ныне религиозной теме – но только если не уловить иронических (впрочем, иронических, никак не издевательских) ноток. Более серьёзный упрёк – отсутствие явного акцента на завоеваниях социализма, которые отнюдь не являлись для красноармейцев пустым звуком. Но ведь и создатели классических, подлинно народных кинополотен, увидевших свет в СССР, вводили соответствующие мотивы осторожно, очень деликатно, без неуместного громкого пафоса. Грубо говоря, не выходили за рамки одного-двух эпизодов: достаточно вспомнить импровизированное комсомольское собрание («А зори здесь тихие» /1972/), вступление гвардии капитана Титаренко с товарищами в ряды партии («В бой идут одни «старики» /1974/), мимолётное упоминание о коммунистах в полку («Они сражались за Родину» /1975/)… Притом что им-то не требовалось пояснять, какую – без преувеличения решающую (руководящую и направляющую, мобилизующую и организующую) – роль сыграли большевики в Победе… Слова, спору нет, важны, и обращение командира батальона, почти цитирующего эпохальную речь верховного главнокомандующего, действительно воодушевило солдат. Однако главное всё же – дела, что собственным примером доказывает и политрук Клочков, не только умеющий складно «за философию гутарить», но и проявляющий блестящие воинские и командирские качества. Знаменательной мне представляется и броская деталь – будёновка с большой пятиконечной звездой, которую носит лейтенант Угрюмов в исполнении самого Шальопы. Отдельного упоминания заслуживает национальный вопрос.

Двадцать восемь панфиловцев / Dvadtsat vosem panfilovtsev (2016): кадр из фильма
Едины и непобедимы

По-моему, то, как решена эта щекотливая тема, стало особой удачей авторов, показавших, как на практике реализовывался идеал дружбы народов, заявленный ещё Владимиром Лениным и всячески поддерживавшийся Иосифом Сталиным, в том числе в войну (в войну – в первую очередь!). «А казах чё, не русский? Что ты мне голову морочишь? Мы ж сейчас за Россию дерёмся? Или за что? (…) За Казахстан будем драться – всем покажем, как казахи воюют», – резонно замечает товарищ Сенгирбаева, заряжающего противотанковое ружьё. В диалоге выражена суть того, что ныне принято обозначать термином «русский мир» и что испокон веков строилось на принципе братства и взаимовыручки («один за всех – и все за одного»), несовместимом с доктринами о расовом и социальном превосходстве. Вот здесь мы и подошли к тому, что составляло квинтэссенцию нашего военного кинематографа – и что нашло развитие в «Двадцати восьми панфиловцах». Ещё в финале «Двух бойцов» /1943/ отважный одессит категорически заявлял: «Эти жабы не дождутся, чтоб Аркадий Дзюбин умер». Не могли, не имели права погибнуть разведчики в «Звезде» /1953/. Даже в появившемся на заре «перестройки» «Порохе» /1985/ Николай говорил потерявшей любимого человека Кире: «Но давай попробуем жить. Умереть мы всегда успеем». Та же мысль проходит красной нитью и через всю ткань повествования картины о героях дивизии, чью готовность бесстрашно погибнуть признавали и враги (в частности, генерал-полковник Эрих Гепнер в своих донесениях). Поднятый фашистами на щит культ смерти, тлена и тьмы столкнулся, если угодно, с мощным витальным началом, к которому апеллировала коммунистическая (сражающаяся за светлое будущее) идеология – и которое уходит корнями в глубокую древность, в основы основ цивилизации. Лейтмотив, к слову, мастерски поддержан на уровне изобразительного решения – и намеренно «обезличенные» (прикрывающие физиономии, боясь обморожения) оккупанты, наступающие под прикрытием грозных многотонных боевых машин, оказываются бессильными преодолеть упорное, отчаянное сопротивление. Не очень понятно, о каком отсутствии ярких черт характеров рассуждают некоторые, с позволения сказать, эксперты, пытающиеся уличить сценариста в слабости драматургии. «Здесь нет ни одной персональной судьбы // – Все судьбы в единую слиты», – посыл авторов можно было бы выразить и так, воспользовавшись строчками из знаменитой песни Владимира Высоцкого.

.

__________
1 – Даже с учётом того, что итоговый бюджет составил 150 млн. рублей, собранная с помощью краудфандинга сумма (34,7 млн.) – впечатляет!

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+