Дворецкий / The Butler (2013)
Другие названия: «Дворецкий» Ли Дэниелса» / «Lee Daniels’ The Butler» (США: полное название).
США.
Продолжительность 132 минуты.
Режиссёр Ли Дэниелс.
Автор сценария Дэнни Стронг на основе статьи Уэли Хэйгуда.
Композитор Родриго Леао.
Оператор Эндрю Данн.
Жанр: биографический фильм, драма
Краткое содержание
2009-й год. Сесил Гейнс (Форест Уитакер), прослуживший в должности дворецкого в Белом доме в течение тридцати лет, при четырёх Президентах — от Дуайта Эйзенхауэра (Робин Уильямс) до Рональда Рейгана (Алан Рикман), ожидает в приёмной новоизбранного главы страны, Барака Обамы. В памяти Сесила проносятся картины его долгой и не лишённой трагических моментов жизни.
Также в ролях: Опра Уинфри (Глория Гейнс), Дэвид Ойелоуо (Луис Гейнс), Кьюба Гудинг-мл. (Картер Уилсон), Ленни Кравиц (Джеймс Холлоуэй), Илайя Келли (Чарли Гейнс), Терренс Ховард (Говард), Йайа ДаКоста (Кэрол), Колман Доминго (Фредди Фэллоуз), Амел Амин (Сесил Гейнс в 15 лет), Мэрайя Кэри (Хэтти Пёрл), Ванесса Редгрейв (Аннабет Уэстфалл), Алекс Петтифер (Томас Уэстфалл), Кларенс Уильямс III (Мэйнард), Джон Кьюсак (Ричард Никсон), Оливия Вашингтон (Оливия), Джеймс Марсден (Джон Ф. Кеннеди), Лив Шрайбер (Линдон Б. Джонсон).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.11.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Наверное, получился бы неплохой фильм, даже если б кинодраматург Дэнни Стронг строго следовал фактам, изложенным в статье Уила Хэгвуда «Дворецкий, хорошо послуживший этим выборам»1, в крайнем случае – дополненным сведениями, почерпнутыми из других достоверных источников. Что ни говори, а судьба Юджина Аллена, являвшегося прототипом Сесила Гейнса, действительно уникальна и крайне интересна, даже если он не стал в детстве свидетелем того, как белый плантатор убил отца, вступившегося за честь жены, а сын (единственный) – не избрал удел политического активиста, как Луис, и не погиб во Вьетнаме, как Чарли. Но Стронг и Ли Дэниелс всё-таки не пошли простейшим путём, выстроив повествование неординарно, прихотливо и, словно в насмешку над отцом американской кинематографии, с опорой на гриффитовский (впервые блестяще опробованный в ретроградном «Рождении нации» /1915/) принцип перекрёстного монтажа. Остаётся только удивляться отсутствию фильма среди претендентов (во всех номинациях!) на «Оскар», притом что авторы были осыпаны другими, менее престижными наградами. Неужели члены Американской киноакадемии отдали предпочтение «12 годам рабства» /2013/ не потому, что фильм Стива Маккуина лучше или глубже раскрывает по-прежнему злободневную для США проблему, а исключительно по той причине, что описывает события, давно поросшие быльём? В то время как «Дворецкий» нелицеприятно напоминает о том обстоятельстве, что страна избавилась от господства расистских убеждений совсем недавно, по историческим меркам – вчера. Да и полностью ли избавилась?..
Поводом для ссоры Сесила с Луисом, пришедшим на семейный ужин, объявив, что примкнул к Партии чёрных пантер, стала оценка личности Сидни Пуатье, прославившегося, по мнению сына, благодаря имиджу «желательного негра», но всё равно – вызывающего гордость его родителей. Пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем отец искренне признает правоту отпрыска-максималиста… Но, быть может, следует развить мысль авторов, выдвинув предположение, что и Барак Обама обязан своими достижениями аналогичному положению, занимаемому в политическом (вместо кинематографического) истеблишменте? Дэниелс, у которого, думается, больше шансов занять место подрастерявшего непримиримость позиции Спайка Ли, чем у Маккуина, не обвиняет своего героя в конформизме или трусости, вложив в уста Мартина Лютера Кинга фразу о том, что темнокожая прислуга сыграла важную роль, усердием и преданностью разрушая негативные стереотипы о представителях негроидной расы. Но… как всё-таки далеки обязанности мистера Гейнса, тактичность, внимательность, безукоризненное знание этикета которого оценил каждый из четырёх Президентов, от испытаний, выпавших на долю Луиса, начинавшего с участия в студенческих акциях, прошедшего через увлечение экстремистскими идеями – и в итоге попавшего в большую политику! Необычный ракурс позволяет не просто соотнести судьбоносные события, произошедшие в стенах Белого дома, с тем, как обстановка развивалась далеко от Вашингтона, особенно на консервативном Юге, но – увидеть в новом свете всю историю Соединённых Штатов второй половины XX века. Самое ценное, что уносит зритель (зритель массовый2, что особенно радостно и показательно) с сеанса, – это понимание того, какое значение движение за гражданские права имело в развитии общества. К сожалению, за границей внимания кинематографистов остаётся то, как был усвоен опыт протеста, давшего отличные результаты, центрами силы разной природы (государственными структурами, в том числе спецслужбами, корпорациями и т.д.) – и направлен уже не на благое дело.
.
__________
1 – Опубликована в газете Washington Post – в номере за 7-ое ноября 2008-го.
2 – При бюджете $30 млн. кассовые сборы составили $176,6 млн., причём на национальный прокат пришлось $116,6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий