Джеки Браун / Jackie Brown (1997)
Другие названия: «Джекки Браун» (вариант перевода названия), «Ромовый пунш» / «Rum Punch» (рабочее название).
США.
Продолжительность 154 минуты.
Режиссёр Квентин Тарантино.
Автор сценария Квентин Тарантино по роману Элмора Леонарда.
Оператор Гильермо Наварро.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Уже немолодая темнокожая бортпроводница Джеки Браун (Пэм Гриер, номинация на «Золотой глобус») попадается с поличным: агент Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Рэй Николетт (Майкл Китон) и детектив лос-анджелесской полиции Марк Даргас (Майкл Боуэн) обнаруживают у неё незадекларированные пятьдесят тысяч долларов и кокаин. Женщина понимает тяжесть последствий и в то же время — не хочет сдавать Орделла Робби (Сэмюэл Л. Джексон, номинация на «Золотой глобус»), которому оказывала услугу, понимая, что тот не любит шутить. Джеки предлагает торговцу оружием хитроумный план.
Также в ролях: Роберт Форстер (Макс Черри, номинация на «Оскар»), Бриджит Фонда (Мелани Рэлстон), Роберт Де Ниро (Луис Гара), Крис Такер (Бомонт Ливингстон), Лиза Гэй Хэмилтон (Шеронда), Том Листер-мл. (Уинстон), Хэтти Уинстон (Симона), Сид Хэйг (судья), Эйми Грэм (Эми), в эпизоде Квентин Тарантино (голос на автоответчике, озв.)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.05.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
После двух первых полнометражных постановок Квентина Тарантино (особенно – в сравнении с дерзко новаторским, бьющим наотмашь «Криминальным чтивом» /1994/) «Джеки Браун» произвела, не стану скрывать, несравненно менее сильное впечатление. Режиссёр, конечно, в типичной для него манере не скупился на восторженные эпитеты, говоря о прозе Элмора Леонарда, права на романы которого (сразу три1!) приобрёл на пару с Роджером Эвери. К тому же, ещё на этапе написания сценария были внесены существенные коррективы, начиная со смены цвета кожи и фамилии стюардессы по имени Джеки, которая служит недвусмысленной отсылкой к самой знаменитой героине Пэм Гриер – Фокси Браун. Но в целом-то фабула не воспринимается чересчур оригинальной, провоцируя ассоциации с десятками (включая откровенные эпигоны) голливудских детективов с лихо закрученной интригой. Причём растянутое на два с половиной часа (!) действие местами грозит вызвать если не откровенную скуку, то, как минимум, вопросы к Квентину, впервые избравшему лирическую (хочется сказать, расслабленную) манеру повествования – вместо дикой смеси из чистого действия, мощного саспенса и «чёрного юмора». Эксцентричных выходок персонажей (например, Орделла, долго убеждавшего бедолагу Бомонта оказать услугу, или Луиса, застрелившего болтливую Мелани прямо на автомобильной стоянке) не так много, чтобы приковать внимание зрителя. То же относится и к остроумным пассажам, неожиданно прерывающим чисто функциональные диалоги. Причём признанные актёры, в том числе… Роберт Де Ниро, словно сговорились (или же строго следовали указаниям Тарантино?!) играть вполсилы, подчёркнуто слабо, дабы не затмить некогда суровую и энергичную, а ныне остепенившуюся, умудрённую «звезду» «блэксплуататорского» кинематографа и Роберта Форстера, подуставшего от ролей в недорогих боевиках и триллерах, почти как стареющий Макс – от неблагодарного ремесла…
Подлинный проблеск интереса к фильму2 возникает в финале, отмеченном «одиноким «новшеством» (по меткому выражению кинокритика Джеймса Берардинелли). Кульминационный эпизод с передачей денег в магазине одежды, от чего зависит дальнейшее благополучие мисс Браун и даже то, сохранит ли женщина жизнь, повторён трижды, причём как бы с разных перспектив (и с отматыванием часов на несколько минут назад). Каждое последующее освещение события «опровергает» предыдущее, тем самым расширяя представления о конкретных обстоятельствах и косвенно – о реальности в целом. Эта самая реальность на поверку оказывается не столь уж тривиальной, как представляется «одномерным людям» (вполне по Герберту Маркузе), от чьей власти над собственной судьбой вознамерилась избавиться Джеки. В мире чистогана и наживы каждый норовит урвать кусок, что невозможно без обмана или – лучше – без овладения искусством манипуляции чувствами ближнего. Робби убеждает Ливингстона залезть в багажник (якобы для помощи при заключении очередной сделки), приведя в качестве решающего аргумента бесплатный ужин. Николетт предлагает пойманной с поличным бортпроводнице сделку с правосудием, обрисовывая безрадостные перспективы. Даже глупенькая, хотя и не лишённая очарования, Рэлстон пытается соблазнить Гару, убеждая в том, что нет ничего сложного в присвоении накоплений его хвастливого закадычного приятеля. Финал расставляет всё по своим местам, исчерпывающе характеризуя замысел, объясняя и оправдывая с художественной точки зрения сюжетные повороты. Для Браун, продемонстрировавшей, что является на голову выше оппонентов по обе стороны закона – что умеет просчитывать ситуацию в вариациях и с разных точек зрения, было принципиальным сообщить Черри, что с ним всегда оставалась честна. За что и получила заслуженную награду.
Как ни странно, даже эта (интересная, но явно недотягивающая до эпитета «гениальная») находка оказала заметное влияние на развитие киноискусства, прежде всего – кинодраматургии. Нашлось, грубо говоря, немало голливудских творцов, обнаруживших и в третьем крупном опыте Квентина Тарантино огромный потенциал. Пальму первенства здесь следует отдать, бесспорно, Стивену Содербергу. Обратившись следом к другому леонардовскому произведению (в картине «Вне поля зрения» /1998/ блеснул Джордж Клуни, местами – поразительно напоминающий Форстера) и для пущей ясности попросив Майкла Китона вновь предстать в обличии Рэя Николетта, он впоследствии неоднократно использовал беспроигрышный повествовательный приём или, лучше сказать, нарративную уловку. Где-то указанный трюк срабатывал безукоризненно, где-то хуже, но ощущения новизны уже не возникало – напротив, не покидало опасение, что ремесленники «фабрики грёз» постепенно поставят новацию на поток.
.
__________
1 – Помимо «Ромового пунша» /1992/ – на «Смерть со спецэффектами» /1988/ и «Смертельный выстрел» /1989/ (к слову, оба экранизируют, но лишь в XXI веке).
2 – Любопытства зрителей оказалось достаточно (общемировые сборы оцениваются в $74,7 млн.), чтобы компенсировать скромный производственный бюджет в $12 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Александровский Леонид. Шесть персонажей в поисках пакета с полумиллионом долларов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 46-47.
Александровский Леонид. Элмор Леонард: Бытописатель волшебной Америки // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 50-51.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий