Экстаз / Ekstase (1933)

Экстаз / Ekstase (1933): постерПолнометражный фильм (лучший отреставрированный фильм на Венецианском МКФ, 2019).

Другие названия: «Экстаз» / «Ecstasy» (международное англоязычное название), «Мой экстаз» / «My Ecstasy», «Рапсодия любви» / «Rhapsody of Love» (названия при повторных выпусках), «Симфония любви» / «Symphony of Love» / «Symphonie der Liebe».

Чехословакия.

Продолжительность 82 минуты.

Режиссёр Густав Махаты.

Авторы сценария Густав Махаты, Франтишек Горки, Витезслав Незвал по сюжету Роберта Горки.

Композитор Джузеппе Бечче.

Операторы Ян Сталлих, Ганс Андрошин.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Ева (Хеди Ламарр, в титрах как Hedy Kiesler, озв. Йиржина Штепничкова), вступив брак по расчёту с Эмилем Херманном (Звонимир Рогоз, озв. Эмиль Йерман) — мужчиной гораздо старше её по возрасту, быстро понимает, что совершила роковую ошибку. Женщина сбегает от супруга и возвращается в поместье отца (Леопольд Крамер, озв. Бедржих Врбский), а вскоре и подаёт на развод. Купаясь однажды в лесном озере обнажённой, Ева попадает в щекотливую ситуацию, не заметив, как лошадь сбежала с её одеждой. Так происходит встреча с молодым инженером по имени Адам (Ариберт Мор), перерастающая в страстный роман.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.04.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экстаз / Ekstase (1933): кадр из фильма
В предвкушении экстаза

Тем, кто имел удовольствие видеть уморительную югославскую комедию «Марафонцы бегут круг почёта» /1982/, будет нелегко сохранять на сеансе «Экстаза» серьёзный настрой! Легендарные кадры, на которых Ева сначала купается нагой, а затем бежит в чём мать родила за лошадью, стараниями озорника Слободана Шияна теперь прочно ассоциируются с ехидным эпизодом, когда Дженко убеждает Кристину повторить подвиг урождённой Хедвиг Евы Марии Кислер, суля всемирное признание и многомиллионные контракты с голливудскими кинокомпаниями. Владелец кинотеатра и предприимчевый кинолюбитель нисколько не преувеличивал. Постановка Густава Махаты действительно стала международной сенсацией, причём сопутствующий скандал (включая официальное осуждение папой римским Пием XII) лишь подогрел интерес к «сладкому запретному плоду». Особенно показателен случай с пуританскими США, где, невзирая на введённый кодекс Хейса и проблемы с цензурой (правда, разные в разных штатах), картина принесла к 1940-му году $1,5 млн. прокатной платы. Как ни забавно, сюжет фильма оказался «пророческим» в судьбе самой Хеди, в свете нагрянувшей славы принявшей предложение руки и сердца от Фрица Мандля, австрийского оружейного магната, убеждённого фашиста, позже впавшего в немилость к Адольфу Гитлеру и лишённого (формально – по причине еврейского происхождения) львиной доли активов. Супруг потратил $280 тыс., скупая напечатанные копии ленты, и так ревностно опекал юную жену, что та… сбежала от него (летом 1937-го) в наряде горничной. А вскоре на кинематографический Олимп взошла новая «звезда» – под псевдонимом Ламарр.

Экстаз / Ekstase (1933): кадр из фильма
А если это любовь?

Впрочем, добросовестное (по возможности – непредвзятое) знакомство с «Экстазом» позволяет убедиться, что произведение не содержит признаков спекулятивности. Махаты уже в ранних работах обнаруживал тягу к изысканной эротике – и не только в «Эротиконе» /1929/, но даже, например, в ехидном «Швейке в гражданской жизни» /1927/, снятом по мотивам незаконченного романа Ярослава Гашека. Его вклад в киноискусство не ограничивается смелым любованием обнажённой женской натурой и завораживающим показом оргазма, который Густав помог начинающей актрисе сымитировать остроумным способом – при помощи булавки. Награда за режиссуру на втором Венецианском кинофестивале, конкурс которого был очень сильным (и пока ещё не заточенным под сугубо идеологические цели муссолиниевского режима), представляется заслуженной. Лента, несмотря на наличие кратких диалогов, введение шумов и широкое (пожалуй, слегка навязчивое) использование музыки, явно выдержана в традициях «великого немого». Пронизанный символизмом, виртуозно снятый и смонтированный финал с рабочими, трудящимися на строительстве дороги, вызывает в памяти чуть ли не «Соль Сванетии» /1930/ Михаила Калатозова. В основной же части повествования чувствуются блестяще усвоенные (в частности, у французских авангардистов первой волны) импрессионистские уроки, помогающие замечательно передать внутреннее состояние несчастной героини. Да и в целом Махаты1 делает упор на изобразительный ряд, добиваясь запоминающейся экранной атмосферы, скрупулёзно разводя мизансцены, уделяя повышенное внимание деталям. Достаточно обратить внимание, с какой педантичностью Эмиль Херманн поправляет предметы на столике, – мелочь, позволяющая исчерпывающе раскрыть характер!

Экстаз / Ekstase (1933): кадр из фильма
Ева в костюме Евы

Наделение действующих лиц именами, отсылающими к персонажам библейской книги Бытия, выдаёт стремление авторов поведать современную историю грехопадения. Конечно, не проиллюстрировать, а осторожными (к тому же, пронизанными иронией) намёками обогатить сюжет, спровоцировать у зрителей ассоциации религиозно-мифологического толка. На поверку прегрешением Евы становится не желание, сбросив одеяния, слиться с природой (не потакание подспудным эксгибиционистским наклонностям), что приводит к курьёзной ситуации с незнакомцем. Стремительно развивающиеся романтические отношения с Адамом всё-таки оставляют в глубине души подозрение: творится нечто неправильное, противное человеческой (и церковной, разумеется) морали. Трагический поворот с самоубийством Эмиля служит тому неоспоримым подтверждением. Миссис Герман, как минимум, не имеет права снимать с себя вину в том, что не оценила глубины и искренности чувств, которые питал законный супруг… Густав, наслаждавшийся успехом своего детища, тоже перебрался на «фабрику грёз», но как раз его профессиональная карьера там сложилась далеко не блестяще.

.

__________
1 – Отметим и вклад операторов Ганса Андрошина и Яна Сталлиха, проявивших незаурядную изобретательность.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Компаниченко Г. Эротиконы и эротоманы, или почти всё о сексе // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 7. – С. 34-36.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+