Эль Сид / El Cid (1961)

Эль Сид / El Cid (1961): постер

Полнометражный фильм (специальная премия «Золотой глобус» Сэмюэлу Бронстону; номинация на «Золотой глобус»).

Другое название: «Эль-Сид» (вариант перевода названия).

Италия, США.

Продолжительность 182 минуты.

Режиссёр Энтони Манн (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Филип Йордан, Фредрик М. Фрэнк, Бен Барзмен (изначально – без указания в титрах) по сюжету Фредрика М. Фрэнка.

Композитор Миклош Рожа (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»; также номинация на «Оскар» за песню Love Theme from El Cid (TheFalconandtheDove) на музыку Миклоша Рожи и слова Пола Фрэнсиса Уэбстера).

Оператор Роберт Краскер.

На премию «Оскар» также номинировались Веньеро Коласанти, Джон Мур (художники-постановщики).

Жанр: приключенческий фильм, биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Дон Родриго Диас де Вивар (Чарлтон Хестон), пользующийся уважением соратников и даже врагов, вынужден убить на дуэли графа Гормаса (Эндрю Крикшэнк), отца своей невесты доньи Химены (Софи Лорен), который оскорбил его собственного родителя — дона Диего (Майкл Хордерн). А тем временем Бен Юсуф (Герберт Лом), главнокомандующий войсками Альморавидов в Западной Африке, убеждает эмиров, что сам Аллах велел им вторгнуться на испанские земли и установить там своё владычество. Дону Родриго, получившему прозвище «Эль Сид», суждено сыграть ключевую роль в борьбе с иноземными захватчиками.

Также в ролях: Раф Валлоне (граф Ордоньес), Женевьев Паж (принцесса Уррака), Джон Фрейзер (принц Альфонсо), Гэри Рэймонд (принц Санчо), Хард Хэтфилд (Эриас), Массимо Серато (Фанес), Фрэнк Тринг (Аль Кадир).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.11.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Эль Сид / El Cid (1961): кадр из фильма
Торжественный момент

Именно Энтони Манн начинал съёмки «Спартака» /1960/, но, к сожалению, не сумел внушить доверия актёру-продюсеру Кирку Дугласу – и тот пригласил взамен Стэнли Кубрика. Тем не менее режиссёр почти сразу приступил к реализации похожего (скажем так, соизмеримого размаха – обошедшегося в $6,5 млн.) проекта, на деле доказав неправоту «суперзвезды». По иронии судьбы, Чарлтон Хестон также остался о нём невысокого мнения, позже написав в автобиографической книге, что предпочёл бы вновь сотрудничать с Уильямом Уайлером, под чьим руководством впечатляюще воплотил образ Бен-Гура… Однако «Эль Сид» не только пользовался внушительным спросом у широкой публики1, но и заслужил хвалебные отзывы профессионалов, хотя в оценке Мартина Скорсезе, причислившего картину к величайшим эпическим фильмам всех времён, всё же чувствуется перебор.

Эль Сид / El Cid (1961): кадр из фильма
Перед Богом и людьми

Любопытно, что итальянка Софи Лорен, находившаяся тогда в зените славы (и даже получившая гонорар в $1 млн. – выше, чем у партнёра!), уже не в первый раз изобразила в постановке американского мастера испанку, столь же красивую, сколь и сильную духом, волевую, ставящую честь превыше эмоций и желаний. Более того, Франсиско Франко оказывал кинематографистам всестороннюю поддержку, использовав – во всяком случае постаравшись использовать – ленту для поддержания патриотических (читай: шовинистских) настроений в стране. Вот только пафос фильма всё-таки мало отвечает постулатам франкистской пропаганды, и если б кто-нибудь взялся, допустим, искусственно провести параллель с событиями гражданской войны, выводы вряд ли порадовали бы сеньора генералиссимуса…

Эль Сид / El Cid (1961): кадр из фильма
Великий воин

Манн раскрылся на редкость талантливым баталистом, пусть в отдельные моменты нет-нет да и ощущается влияние его знаменитых (порой тоже не лишённых эпического дыхания) вестернов. Дуэли на мечах и рыцарские поединки по всем правилам ближе к финалу сменяют полновесные сражения, причём для их реконструкции было привлечено, по данным журнала Time, до семи тысяч человек массовки. Особенно запоминаются кадры (позже полюбившиеся китайским режиссёрам) с десятками и сотнями стрел, летящими на фоне неба – синхронно пущенными лучниками в место сосредоточения войск неприятеля. В то же время зрелищная сторона не мешает авторам не только выдержать витиеватую интригу, в которой элементы легенды об Эль Сиде (в частности, случай с прокажённым, хотя и не обернувшимся ангелом, но действительно носящим имя Лазарь) вполне органично сосуществуют с фактами. Не обойдя стороной конфликт между долгом и чувством, поставленный во главу угла ещё выдающимся драматургом Пьером Корнелем, создатели ленты вместе с тем постарались выйти на историко-философские обобщения. Дело, грубо говоря, не в том, что дон Родриго был по природе добр и гуманен, демонстрировал необыкновенное сочетание отваги и благородства натуры, независимости взглядов и преданности монарху. Он обнаружил поразительную дальновидность, приложив усилия к тому, чтобы разрозненные (хуже того, постоянно воюющие друг с другом) приверженцы христианской и мусульманской религий сплотились перед лицом иноземной угрозы. Как минимум, оказался мудрее короля Альфонсо… И национальный герой личным примером вдохновил соотечественников на борьбу с полчищами Бен Юсуфа, представ в полном боевом облачении на верном коне Бабьеке, будучи накануне смертельно раненым стрелой в грудь. Ускакал в вечность!

.

__________
1 – $12 млн. прокатной платы обеспечили второе место (кассовые сборы оцениваются в $26,6 млн.), в Италии аудитория составила 11,2 млн. зрителей, во Франции – 4,2 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+