Эпидемия / Outbreak (1995)
Кулиш Александр. Вирус эбола + СПИД = ??? // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 11-12.
ЭПИДЕМИЯ
ВИРУС ЭБОЛА + СПИД = ???
Ещё три-четыре месяца назад, когда видеокопия «Эпидемии» попала в Россию, она воспринималась как изумительно закрученный фильм катастроф. Новый смертельный вирус, грозивший ни мало ни много всему человечеству, представлялся преувеличен нон кинометафорой. «Кровоточащая лихорадка» – так названа неизлечимая пандемия – казалась невероятной, как вымысел Стивена Книга, но вместе с тем вызывала странное замирание сердца – ведь и книги знаменитого мастера ужасов опираются на реальные страхи.
11
Недавно все сводки новостей начинались с сообщений о новых жертвах вируса Эбола. Последняя вспышка лихорадки случилась в 1992 году. Тогда стало известно и о мучительной смерти швейцарского ученого, работавшего с привезенными филиппинскими обезьянками. Очевидно, именно этот факт натолкнул сценаристов Лоренса Дуорета и Роберта Роя Пула на идею «Эпидемии» – в картине разносчиком вируса также оказывается обезьяна. В тот раз болезнь сошла на нет странным образом сама собой. Теперь эпидемия наводит панику на жителей Заира.
Конечно, надо учитывать, что масштабы и скорость распространения недуга пока несопоставимы с киношными, но тем не менее в симптомах есть поразительно много общего. И в реальности, и в фильме заражение происходит через кровь. Но в отличие от СПИДа вирус Эбола на более глубокой стадии развития начинает переноситься по воздуху, поэтому многие врачи отказываются лечить заирских больных, опасаясь за собственную жизнь. Температура, тошнота, потеря координации, пятна по всему телу – все показатели в «Эпидемии» сходятся до мелочей.
Руководители компании «Уорнер Бразерс» чуть-чуть не рассчитали со временем выхода фильма в прокат. Выпустив его в мае вместо марта, они наверняка собрали бы вдвое большую кассу. Зрители уже насытились пафосными зрелищами типа «Филадельфии» или «Парней побоку».
Вольфганг Петерсен очень своевременно ухватился за идею сыграть на реальных страхах, воплотив их в форму гигантского аттракциона. Любопытно следить за изменением творческой манеры этого режиссера, давно уже тяготеющего к жанру фильма катастроф. Дебютировав в начале 70-х на западногерманском телевидении, он почти десятилетие ставил малобюджетные и весьма скромные в художественном отношении картины. Но вот в 1981 году не такая уж масштабная по голливудским меркам «Лодка», почти целиком снятая в баварских павильонах, обрела значительный международный успех, в том числе и выдвижение на «Оскара» по шести номинациям.
В «Эпидемии» Петерсен развернулся в полную силу. Глобальный масштаб катастрофы душераздирающе показал один из лучших немецких операторов Михаэль Балльхауз, также перебравшийся за океан.
Выбор Дастина Хоффмана на роль полковника Дэниелса, вынужденного сражаться с вирусом и амбициозным начальством одновременно (причем неясно, кто опаснее), оказался стопроцентно точным. Этот грустный клоун сделал все возможное, чтобы зрители с замиранием духа следили за тем, что каждую минуту происходит на экране. Немного нелепый недотепа, непонятно как дослужившийся до высокого чина, ироничный, никогда не теряющий самообладания бессребреник – таким вылепил своего героя актер.
А противостоит ему генерал Мак-Клинток (Дональд Сазерленд), некогда отдавший приказ уничтожить зараженную деревню и настаивающий теперь на столь же радикальных мерах в Соединенных Штатах. Генерал скрывает наличие в тайниках военного ведомства вакцины, иначе станет известно о его преступлениях. Чистый мундир, как это обычно бывает, предпочтительнее незапятнанной совести. Сам Сазерленд, дебютировавший в роли сержанта, генералом себя чувствует уверенно. Если делать прогноз, то фильм Петерсена способен войти в историю в качестве мрачного пророчества. Апокалиптически настроенные пессимисты конца XX века действительно не знают в реальной жизни, кто окажется первым в нужном месте и в нужное время: Дэниелс или МакКлинток…
Александр КУЛИШ
12
Добавить комментарий