Ещё раз про любовь / Eshchyo raz pro lyubov (1968)
Другие названия: «Ещё раз про любовь» / «Once More About Love» / «Once Again for Love» (международные англоязычные названия).
СССР.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Георгий Натансон.
Автор сценария Эдвард Радзинский по пьесе Эдварда Радзинского.
Композитор Александр Флярковский.
Оператор Владимир Николаев.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Электрон Евдокимов (Александр Лазарев), учёный-физик, знакомится в кафе «Комета» с Наташей Александровой (Татьяна Доронина), работающей бортпроводницей. Молодой человек приглашает девушку к себе домой — вызвать по телефону такси… Наташа искренне считает, что влюбилась в него, а не просто поддалась минутной слабости, однако боится, что ошиблась — и что не дождётся ответного чувства. Между тем Евдокимов постепенно осознаёт, что готов к серьёзным отношениям. Однако в жизни ничего нельзя загадывать наперёд…
Также в ролях: Олег Ефремов (Лев Карцев), Елена Королёва (Ира, «Мышка»), Александр Ширвиндт (Феликс, «Топтыгин»), Владимир Комратов (Владик), Жанна Владимирская (Майя), Сергей Чистяков (Евгений Даль), Евгений Карельских (ведущий программы в ресторане), Николай Мерзликин (юноша на ночной остановке), Зиновий Высоковский (Пётр Борисович Гальперин).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.07.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первым к пьесе «104 страницы про любовь» обратился Анатолий Эфрос, и спектакль, премьера которого состоялась в 1964-м году в «Московском государственном театре имени Ленинского комсомола», принёс признание начинающему драматургу Эдварду Радзинскому. Косвенным свидетельством успеха (успеха в том числе за пределами нашей страны) может служить телевизионная экранизация Здравко Сотры, увидевшая свет в СФРЮ, причём… за год до выхода советской киноверсии! Однако Георгий Натансон утвердил на главную роль не Ольгу Яковлеву, блиставшую у давнего товарища1, а актрису, выбранную другим мастером – Георгием Товстоноговым – для постановки на сцене Ленинградского БДТ. Позже появились утверждения, будто Госкино не сразу утвердило сценарий, но, даже если так, готовый фильм явно не вызвал нареканий по части нравственности и художественного вкуса. Огромный тираж (1720 копий!) в значительной степени оправдал себя, обеспечив аудиторию в 36,7 млн. зрителей, хотя справедливости ради замечу, что картина оказалась в политически напряжённом сезоне 1968-го не самой посещаемой мелодрамой, уступив «Анжелике и королю» /1966/ француза Бернара Бордери и «Анне Карениной» /1967/ Александра Зархи.
Нет никаких сомнений в том, что время подтвердило правильность сделанного режиссёром выбора. Татьяна Доронина исполнит не так уж много киноролей, и образ Наташи Александровой, которой не нравится, когда её называют «стюардессой» (предпочитает официальное наименование профессии – бортпроводница) останется одним из по-настоящему проникновенных. Особую популярность в народе снискала спетая героиней иронично-философская песня «Я мечтала о морях и кораллах…», а включение коллективом «Нож для фрау Мюллер» фрагментов диалогов из фильма в насмешливо-хулиганскую, но и пронизанную ностальгическими нотками композицию «Вы лучшая девушка в СССР» (из альбома «Алло, супермен!» /1999/) подтвердило: ленту не забыли и на рубеже веков. Казалось бы, картине «Ещё раз про любовь» сразу было уготовано судьбой попасть в число ярчайших свидетельств десятилетия. Насколько громкое утверждение справедливо?
Разумеется, справедливо – хотя бы отчасти. Постановка Георгия Натансона даже стилистически (например, в изобразительном решении) воспринимается квинтэссенцией поисков шестидесятников. И натурные, и интерьерные кадры стараниями оператора Владимира Николаева приобретают налёт невыразимой поэтичности, которой авторы словно стесняются – подобно молодому рифмоплёту Жене Далю (надо полагать, незлобивый шарж на Евгения Евтушенко), зачитывающему свою нетленку о мотогонках по вертикальной стене в Огайо перед язвительными посетителями кафе. Но дело не только в этом. Вслед за Радзинским режиссёр искренне стремится постичь суть эпохи, такой пленительной и хрупкой, что поневоле возникают опасения в её скоротечности. Постичь через характеры, через новые типажи, выведенные на авансцену с наступлением так называемой «оттепели». Развитие романа, начавшегося со случайного в общем-то знакомства (пусть Наташа позже признается, что обратила на Евдокимова внимание гораздо раньше), могло показаться сомнительным, кому-то нелепым, а пуритански настроенным личностям – предосудительным. Ни он, ни она как будто и не рассматривают всерьёз перспективу супружества, сомневаясь в собственных чувствах и в намерениях друг друга… Однако трагический финал (немаловажно, что развязка навеяна фактами – обстоятельствами катастрофы Ту-104, произошедшей в октябре 1958-го в Вурнарском районе) заставляет увидеть события в новом свете, наводя на печальные размышления о мимолётности всего сущего. Об эфемерности любви, тем не менее придающей существованию высокий смысл… Да, это так – и всё же у фильма есть изъян, от которого свободны вершинные произведения того памятного периода, близкие по духу и пафосу. Ни, скажем, Марлена Хуциева («Мне двадцать лет» /1965/, «Июльский дождь» /1967/), ни Эльёра Ишмухамедова с «Нежностью» /1967/ и «Влюблёнными» /1970/ ни в коем случае не упрекнёшь в недостаточной кинематографичности. А вот «Ещё раз про любовь», что ни говори, слегка отдаёт театральностью (в многословных, хотя бы и остроумных, репликах, в подходе к мизансценированию), не до конца преодолённой в процессе адаптации пьесы для экрана. Немного обидно!
.
__________
1 – Вспомним, что они выступили сорежиссёрами на съёмках «Шумного дня» /1961/, по замечательной драме Виктора Розова «В поисках радости» /1957/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий