Это – Spinal Tap! / This Is Spinal Tap (1984)

Это – Spinal Tap! / This Is Spinal Tap (1984): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Это – «Спинномозговая пункция» / «Это – Spinal Tap» / «Это – «Спайнел Тэп» (варианты перевода название).

США.

Продолжительность 82 минуты.

Режиссёр Роб Райнер.

Авторы сценария Кристофер Гест, Майкл МакКин, Гарри Ширер, Роб Райнер.

Композитор Кристофер Гест, Майкл МакКин, Гарри Ширер, Роб Райнер.

Оператор Питер Смоклер.

Жанр: комедия, музыкальный фильм

Краткое содержание
Режиссёр Мартин Ди Берджи (Роб Райнер) снимает документальный фильм об английской рок-группе Spinal Tap, прибывшей в США с концертным туром в поддержку нового альбома Smell the Glove. Дэвид Сент Хабинс (Майкл МакКин) и Найджел Тафнел (Кристофер Гест), исполняющие функции ведущих гитаристов и вокалистов, бас-гитарист Дерек Смоллс (Гарри Ширер), клавишник Вив Сэвэдж (Дэвид Кэфф) и ударник Мик Шримптон (Р.Дж. Парнелл) с готовностью рассказывают о себе и своём творчестве.

Также в ролях: Тони Хендра (Иэн Фэйт), Джун Чадвик (Джанин Петтибон), Бруно Кирби (водитель лимузина Томми Пишедда), Эд Бегли-мл. (Джон Пепис), Дэнни Кортчмар (Ронни Паддинг), Фрэн Дрешер (Бобби Флекман), Патрик Макни (сэр Денис Итон-Хогг), Дэна Карви (официант-мим), Джули Пэйн (официантка-мим), Билли Кристал (мим Морти), Говард Прессман (Терри Лэдд), Анжелика Хьюстон (Полли Дойч).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Это – Spinal Tap! / This Is Spinal Tap (1984): кадр из фильма
Публика любит их!

Не стану скрывать, что лично я, исходя из чисто зрительских, субъективных соображений, отдаю предпочтение другим музыкальным мокьюментари: «Ратлз: Всё, что тебе нужно, – бабки» /1978/ Эрика Айдла и Гэри Вайса, «Последней польке» /1985/ Джона Бланчарда, «Страху перед чёрной шляпой» /1993/ Расти Кандиффа. Сравнение с упомянутыми коллегами подтверждает предположение, что Роб Райнер, так сказать, «перетончил», впав в эстетическую крайность – сделав пародию настолько филигранной, что оказался в опасной близости от мистификации. И как раз нет ничего удивительного в том, что часть публики (включая некоторых профессиональных рокеров!) приняла события фильма за чистую монету. Немудрено, что находились те, кто настолько основательно подпали под обаяние экранного зрелища, что, проигнорировав финальные титры и не поинтересовавшись, появлялись ли персонажи раньше, на телевидении1, бежали стремглав в соседний магазин по продаже грампластинок за альбомами вымышленной группы Spinal Tap. Само по себе данное обстоятельство, бесспорно, свидетельствует о незаурядном таланте кинематографистов, а в первую очередь – режиссёра, который, пойдя по стопам отца Карла, начинал на актёрском поприще и успел попробовать силы в режиссуре (на ТВ). Его первая «большая» постановка неплохо прошла в кинопрокате, собрав $4,7 млн. при бюджете $2 млн., но что ещё важнее – стала по-настоящему «культовой».

Это – Spinal Tap! / This Is Spinal Tap (1984): кадр из фильма
Наслаждаются славой

«Это – Spinal Tap!» является кладезем всевозможных разновидностей иронии, причём в широком (в отечественной традиции подразумеваемом сравнительно редко) смысле, как несоответствие того, что ожидается, тому, что есть по факту. Диалоги фонтанируют иронией привычной – словесной. Здесь уместно вспомнить, что Райнеру со товарищи оказалось сложно написать хоть какое-то подобие «твёрдого» сценария. Взамен Роб лишь намечал исполнителям (загодя овладевшим азами профессии, продумавшим до мелочей биографии героев и т.д.) предлагаемые обстоятельства, провоцируя на безудержную импровизацию. Результатом стали, по слухам, порядка ста часов отснятого материала, из которых затем собирали произведение – примерно по тем же принципам, какие практикуются в документалистике. Не меньше места в повествовании занимает ситуационная ирония, покоряющая тем сильнее, что некоторые курьёзные инциденты (допустим, плутание в поисках выхода на сцену) навеяны казусами, имевшими место в жизни. И, конечно же, режиссёр-неофит раскрывается виртуозом в применении иронии драматической, не говоря уже про ехидные отсылки к признанным образчикам поджанра rockumentary2 и про ироническую стилизацию во фрагментах фальшивых видеоклипов и в отрывках из тех телепередач, где коллектив якобы участвовал в разгар бунтующих шестидесятых. Даже готов выдвинуть гипотезу, что авторы вплотную приблизились к канонам так называемой постиронии – самоновейшего приёма, когда искренность от иронии совершенно неотличима.

Это – Spinal Tap! / This Is Spinal Tap (1984): кадр из фильма
Музыка превыше всего

Дальнейшее развитие райнеровской карьеры, особенно в рейгановско-бушевскую эпоху (от романтической комедии «Верняк» /1985/ до «Мизери» /1990/, а ярчайший пример – «Принцесса-невеста» /1987/), подталкивает к выводу, что очерченные выше эстетические открытия сделаны Робом осознанно. Вместе с тем надо обладать развитым художественным чутьём, чувствовать окружающее пространство нутром (фигурально выражаясь, уметь делать ‘спинномозговую пункцию’ – «spinal tap»), чтобы чутко реагировать на запросы Времени. Не существующие в реальности кумиры, свидетельствующие о том, что якобы видели собственными глазами, рассуждающие на темы морали, искусства, бизнеса, обрели плоть и кровь, превратились в полноценных личностей, а затем материализовались: дали концерты, выступили по телевизору, даже отметились в рисованном виде в «Шоу Отто» – в двадцать втором сегменте третьего сезона «Симпсонов». Если же принять в расчёт колоссальное значение, отводимое американцами деньгам, недавний судебный процесс, инициированный создателями фильма против компаний (преемников Embassy Pictures), тоже воспринимается косвенным доказательством того, что мнимое ныне не менее значимо, чем подлинное. Логично, что сыгравший Найджела Тафнера Кристофер Гест не без успеха снимет собственные псевдодокументальные комедии.

.

__________
1 – Дебют состоялся в одном из скетчей пилотного выпуска «ТВ шоу» /1979/, не получившего, увы, продолжений.
2 – От хрестоматийной классики вроде «Не оглядывайся» /1967/ до биографической ленты «Это Элвис» /1981/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+