Фанат / Fanat (1989)
Другие названия: «Фанат» / «The Fan» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 81 минута.
Режиссёр Владимир Феоктистов.
Автор сценария Мурат Джусойты (в титрах как Мурат Джусоев) при участии Владимира Феоктистова, Георгия Котова.
Композитор Артём Артемьев.
Оператор Виктор Крутин.
Жанр: фильм действия
Краткое содержание
Егор Ларин (Алексей Серебряков), с подросткового возраста фанатично изучавший карате в спортивной секции Олега Ивановича (Олег Кантемиров), где получил прозвище «Малыш», оказывается по наивности вовлечён в ограбление квартиры. Стараниями тренера ему удаётся избежать уголовщины — ценой досрочного призыва в армию. Демобилизовавшись, «Малыш» с подачи старого товарища Григория (Фёдор Сухов) находит способ зарабатывать большие деньги, участвуя в подпольных боях с тотализатором и занимаясь рэкетом. Куда приведёт Егора такая жизнь?
Также в ролях: Владимир Антоник (Григорий, озв.), Людмила Антонюк (Вероника Андреевна), Мария Селянская (Люся), Татьяна Лаврентьева (Евгения Николаевна Ларина), Юрий Горобец (Антоныч), Мартиньш Вилсонс (Мэтр), Борис Соколов (Мэтр, озв.), Александр Шмелев («Малыш» в детстве), Борис Кантемиров (Казбек), Анатолий Сливников (Павел), Тимур Азиев («Вышибала»), Геннадий Бескопыльный (боец), Андрей Стукаченко (боец), Александр Чистов (боец), Алексей Ванин (майор милиции Ванин), Наталья Князева (зрительница на боях), Валерий Бассэль (майор в армии), Денис Генсьор (Денис), Сергей Калюка («Рыжий»), Юрий Вотяков (зритель на боях), Людмила Баранова (медсестра в больнице), Евгений Бахар («Длинный»), Виталий Васильков (напёрсточник), Александр Приселков (Вовчик), Владимир Бородин (боец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.04.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вполне логично, что отечественные зрители восприняли «Фаната» в качестве нашего ответа зарубежным (западным и восточным) фильмам о единоборствах, заполонившим видеосалоны и уже начавшим мало-помалу проникать на большие экраны. И реакция была соответствующая. Тем, кто терпеливо отстаивал в очередях за билетами в кинотеатры, разумеется, не было никакого дела до рассуждений скептиков о вторичности замысла и прямых драматургических заимствованиях из популярных жанровых образчиков: от японского «Гения дзюдо» /1965/ до американского «Кровавого спорта» /1988/. С точки зрения хореографии рукопашных поединков в картине, разумеется, не всё равнозначно: уличные драки (например, разборка с шайкой напёрсточников) менее убедительны, чем бои в рамках состязаний, на исход которых авторитетные люди ставят солидные деньги. Но есть и отличные моменты! В первую очередь хочется отметить Олега Кантемирова (добившегося признания и как мастер боевых искусств, и на цирковой арене), но и его родственник Олег1 впечатляет в образе старослужащего Казбека. Да и вообще…
Кого-то, вероятно, удивят утверждения в том духе, что постановка Владимира Феоктистова всё-таки не укладывается в прокрустово ложе представлений о типичном фильме действия категории «B» на позднесоветский лад. Причина кроется отнюдь не в смелом, но явно поверхностном освещении кинематографистами животрепещущих проблем общества, стремительно увязавшего в «перестройке»: проституции (Егор отбивает Люсю у грубых сутенёров), рэкета, дедовщины в армии, наконец, ширящегося влияния ОПГ. Авторы оказываются в опасной близости от пресловутой «чернухи», но, к счастью, не оставляют с ощущением безысходности. Финальный стоп-кадр с «Малышом», наносящим в прыжке удар ступнёй правой ноги в лобовое стекло несущейся навстречу машины, призван, напротив, воодушевить, служит призывом к борьбе! В данном отношении висящий дома у Григория настенный календарь с Брюсом Ли из «Выхода дракона» /1973/ (наряду с рекламным плакатом театра «Каскадёр», один из артистов которого облачился в экипировку ниндзя) куда как красноречив.
Что ни говори, а советская кинематографическая школа помогла Владимиру Феоктистову избежать непрофессионализма. Да, в чисто художественном плане (как минимум, моральной остротой затронутых вопросов и яркостью характеров) лента заметно уступает его предыдущей, короткометражной постановке «Билет в один конец» /1988/, где уже звучали многие тревожные мотивы «Фаната». Но открытием режиссёра стал, вне всякого сомнения, Алексей Серебряков. Актёр, с детства активно снимавшийся, окончивший ГИТИС (мастерскую Олега Табакова), получил редкостный шанс доказать, что и в кумиры боевиков можно пробиться, так сказать, по методу Константина Станиславского. Он регулярно занимался спортом, однако уроки карате начал брать лишь в процессе подготовки к съёмкам. Получилось весьма и весьма достойно, не в последнюю очередь – благодаря отлично переданному психологическому настрою героя, выражавшему дух индивидуализма в противовес прежним, коллективистским идеалам. В принципе, даже драму Ларина, с младых ногтей подававшего большие надежды, но падающего всё глубже – скатывающегося в откровенный криминал, удалось раскрыть, не умалив внешней эффектности образа. Неудача поспешно снятого (по принципу: куй железо, пока горячо) продолжения, как минимум, отчасти будет вызвана отказом Алексея, посчитавшим сценарий второй части совсем примитивным.
.
__________
1 – Он вскоре сыграет в «Человеке в зелёном кимоно» /1992/, тоже по сценарию Мурата Джусоева (Джусойты), в дополнение – выступив сорежиссёром с Тамерланом Каргаевым.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий