Фарго / Fargo (1996)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар»).
США.
Продолжительность 111 минут (сокращённая версия на DVD – 103 минуты).
Режиссёры Джоэл Коэн (премия Каннского МКФ, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Итан Коэн (без указания в титрах).
Авторы сценария Джоэл Коэн, Итан Коэн (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Композитор Картер Бёруэлл.
Оператор Роджер Дикинс (номинация на «Оскар»).
На премию «Оскар» также номинировались Итан Коэн и Джоэл Коэн (в титрах как Roderick Jaynes; монтаж).
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Джерри Лундегаард (Уильям Мэйси, номинация на «Оскар»), работающий на своего состоятельного тестя Уэйда Густафсона (Харви Преснелл), нанимает Карла Шоуолтера (Стив Бушеми) и Гэира Гримсруда (Петер Стормаре), чтобы те похитили его жену Джин (Кристин Рудруд). Незадачливый продавец автомобилей, погрязший в долгах, но вынашивающий грандиозный финансовый проект, надеется, что любящий папа не откажется выложить за дочь кругленькую сумму… Однако ситуация быстро выходит из-под контроля.
Также в ролях: Фрэнсис МакДорманд (Мардж Гундерсон, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Джон Кэрролл Линч (Норм Гундерсон), Тони Денмен (Скотт Лундегаард), Гэри Хьюстон (покупатель автомобиля), Салли Уингерт (жена покупателя автомобиля), Курт Швайкхардт (продавец автомобилей), Ларисса Кокернот (проститутка), Мелисса Питерман (проститутка), Стив Ривис (Шеп Гордая нога), Уоррен Кит (Райлли Дифенбах), в эпизоде Брюс Кэмпбелл (актёр в «мыльной опера», без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.01.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
С одной стороны нельзя не порадоваться за Джоэла и Итана Коэнов, после звучного провала своего самого амбициозного (потребовавшего солидных финансовых вложений) проекта не только добившихся ощутимого коммерческого успеха1, но и сумевших вызвать внушительный художественный резонанс. Однако с другой – всё-таки немного досадно, что именно «Фарго» остаётся едва ли не наиболее признанным кинопроизведением братьев, слава которого дополнительно упрочилась благодаря одноимённому телесериалу, стартовавшему в 2014-м году. (Заметим уж кстати, что первая попытка развить замысел была предпринята гораздо раньше, в 2003-м, когда снятый знаменитой актрисой Кэти Бэйтс пилотный эпизод, увы, не заинтересовал телекомпании.) Почитатели яркого таланта кинематографистов, безусловно, обнаружат в фильме все отличительные черты их работ, начиная с места действия, специфических поступков героев, отдельных мотивов – и вплоть до характерного миросозерцания, сквозящего чуть ли не в каждом повороте сюжета и даже кадре. Вместе с тем запредельная концентрация «коэновщины» (не примите за ругательство!) делает картину, думается, менее предпочтительной некоторых других достижений, в первую очередь – мрачного «Бартона Финка» /1991/, таящего практически неисчерпаемую бездну смысла, грозящую обернуться абсолютной бессмыслицей, тотальным нонсенсом.
Предуведомление в том духе, что за основу взят подлинный инцидент, произошедший зимой 1987-го в Миннесоте, которое… преспокойно опровергается в заключительных титрах (стандартная оговорка, что события вымышлены, а любые вероятные сходства с действующими лицами случайны), неспроста породило жаркие споры. Это – своего рода программное заявление авторов, не сводящееся к традиционным воззрениям творцов (грубо говоря, не пушкинское «Сказка – ложь, да в ней намёк»), но и не воспринимаемое мистификацией, требующей скорейшего разоблачения. Всё гораздо сложнее и тоньше. Да, демонов (в данном контексте – горе-похитителей, «идеально» исполнивших заказ Джерри) не существовало в природе, однако отдалённо созвучные преступления известны в криминальной истории Соединённых Штатов. Стоит продолжить рассуждать в таком духе, и дойдёт до того, что невольно усомнишься в существовании города Фарго, вообще-то являющегося крупнейшим в Северной Дакоте и, заметим, показанного вполне достоверно – хотя бы в отношении климата (холодные снежные зимы вовсе не считаются там редкостью). Что уж говорить о человеческой натуре, подчас – решительно не поддающейся постижению, способной одарить самыми разными, в том числе неприятными, сюрпризами?!
Немудрено попасть в одну из бесчисленных ловушек, расставленных на протяжении повествования. Например, принять за чистую монету проникновенную речь Мардж, обращающейся к задержанному молчуну Гэиру с риторическим вопросом: стоило ли оно того?.. Или, скажем, взяться рассуждать о сущности капиталистического общества, зиждущегося на наживе и культе личного преуспевания, время от времени заставляющих индивидов учинять непотребство. Ведь Лундегаард искренне стремится к осуществлению – не иначе! – «американской мечты», пусть для того и придётся пойти на финансовую махинацию и рискнуть здоровьем и жизнью дражайшей половины, а его состоятельный тесть принадлежит к числу тех, кто искренне считает себя хозяином положения. Подобные поползновения, если вдуматься, столь же смехотворны, как и потуги подвергнуть мотивацию персонажей основательному анализу с позиций психологии (психиатрии?). Однако постмодернистский склад мышления обязывает не то чтобы выискивать в окружающем мире вопиющую абсурдность, хотя периодически не обходится и без этого. Чем внимательнее всматриваешься в игру актёров и актрис (лучше всего поставленную режиссёром сверхзадачу понимают Стив Бушеми и, конечно же, Фрэнсис МакДорманд, супруга Джоэла), вдумываешься в нелепо складывающиеся обстоятельства, тем сложнее игнорировать подмеченный создателями парадокс. Они «всего лишь» указывают на наличие несчётного числа факторов, прихотливое взаимодействие которых приводит (как минимум, способно привести) даже к таким жутким последствиям. В том, собственно, и заключается мораль – и никому не нужны тут старые песни про игрушку в руках слепого рока… Миссис Гундерсон, гоняющуюся за особо опасными законопреступниками, будучи беременной, к счастью, выручает женская интуиция, подсказывающая: достаточно методично делать своё дело, не слишком сокрушаясь по поводу того, что остаётся вне предела отпущенных свыше возможностей. Остальное – приложится. Ведь ещё Вольтер с лукавой иронией подводил к нехитрой идее: «Надо возделывать наш сад».
.
__________
1 – При бюджете $7 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $24,6 млн., а общие – превысили отметку в $60 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий