Филадельфийская история / The Philadelphia Story (1940)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
США.
Продолжительность 112 минут.
Режиссёры Джордж Кьюкор (номинация на «Оскар»).
Автор сценария Дональд Огден Стюарт (премия «Оскар») по пьесе Филиппа Бэрри; при участии Уолдо Солта (без указания в титрах).
Композитор Франц Ваксман.
Оператор Джозеф Руттенберг.
Жанр: комедия, мелодрама
Краткое содержание
Трейси Саманта Лорд Хэйвен (Кэтрин Хепбёрн, номинация на «Оскар»), представительница высшего света Филадельфии, двумя годами ранее со скандалом развёдшаяся с К.К. Декстером Хэйвеном (Кэри Грант), намерена выйти замуж повторно — за Джорджа Киттреджа (Джон Говард), заработавшего состояние и добившегося положения в обществе благодаря личному упорству и трудолюбию. Однако появление на свадьбе бывшего супруга станет для неё не самым неприятным сюрпризом… Поддавшись на шантаж Сидни Кидда (Генри Дэниелл), издателя журнала Spy, тот был вынужден пообещать, что поможет попасть на торжественную церемонию репортёру Маколею Коннору (Джеймс Стюарт, премия «Оскар»), мечтающему добиться славы на писательском поприще, и фоторепортёру Элизабет Имбри (Рут Хасси, номинация на «Оскар»).
Также в ролях: Роланд Янг (дядя Вилли), Джон Хэллидэй (Сет Лорд), Мэри Нэш (Маргарет Лорд), Вирджиния Уайдлер (Дайна Лорд), Лайонел Пейп (Эдвард), Рекс Эванс (Томас).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.12.2018
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Прототипом Трейси Саманты Лорд Хэйвен послужила Хелен Хоуп Монтгомери Скотт – филадельфийская светская львица, славившаяся роскошными вечеринками, устраивавшимися в фамильном имении в Радноре, с которой Филипп Бэрри был близко знаком как с супругой своего друга. Вместе с тем главную роль именитый драматург писал в расчёте на индивидуальность Кэтрин Хепбёрн, сразу согласившейся, вопреки сомнениям относительно финансового потенциала пьесы, появиться на сцене – и даже отказавшейся от гонорара в обмен на долю возможной прибыли. «Филадельфийская история», премьера которой состоялась в театре Shubert 28-го марта 1939-го, выдержала на Бродвее 417 представлений (выручка от продажи билетов составила порядка $1 млн.) и ещё 250 спектаклей – на гастролях по стране, дополнительно принёсших $750 тыс. Осуществлённая по горячим следам1 экранизация вызвала ещё больший ажиотаж, с результатом $3 млн. прокатной платы попав в число коммерческих лидеров сезона – и позволив «звезде» (между прочим, получившей в подарок от миллиардера Говарда Хьюза выкупленные права на фильм) вернуться в число любимиц публики после полосы досадных коммерческих неудач.
Сегодня остаётся только гадать, какой бы получилась картина, если б ведущие мужские партии достались Джозефу Коттену и Вану Хефлину, партнёрам миссис Хепбёрн по сцене, или Кларку Гейблу и Спенсеру Трейси, вынужденно (из-за занятости в других проектах) не принявшим предложение. Но, как бы то ни было, Джорджу Кьюкору посчастливилось свести на экране выдающихся артистов2, с редкостным чувством такта и тонкой иронией изобразивших едва знакомых друг с другом мужчин, которые, превратившись по воле случая в соперников в битве за сердце своенравной дамы, всё же не испытывают взаимной антипатии. Название ленты содержит намёк на специфику прессы, а точнее, на амбициозный замысел пройдошливого издателя, надеющегося заполучить сенсационный эксклюзивный материал. Но подобно тому, как в квантовой механике присутствие наблюдателя оказывает непосредственное влияние на результат эксперимента, приглашение сотрудников журнала с таким красноречивым названием (Spyозначает, конечно же, ‘шпион’), вроде бы исполняющих функции простых хроникёров, грозит перевернуть торжественное мероприятие с ног на голову. Невольно закрадывается подозрение, что К.К. Декстер Хэйвен оказался не слишком разозлён шантажом Кидда и во всяком случае – не мешал событиям развиваться в том ключе, в каком они только и могли развёртываться. Трейси чересчур импульсивна и необузданна, чтобы не расшевелить чувства Коннора, искренне (и, возможно, не без оснований) считающего себя непризнанным гением пера и давно набирающегося решимости объясниться с работодателем, что светские сплетни – не его призвание…
По внешним признакам «Филадельфийскую историю» можно отнести к так называемым салонным комедиям. Бэрри и Кьюкор, хотя и проходятся с сарказмом по нравам представителей «сливок общества» (достаточно вспомнить выходки престарелого баловника дяди Вилли!) и самомнению заносчивых нуворишей, не прибегают к полноценному сатирическому анализу. Однако по-настоящему умные (не просто остроумные) диалоги и необычные бытовые ситуации предоставили Кэтрин Хепбёрн уникальный шанс. Её героиня, разумеется, несёт наследие (пороки?) праздного класса, выслушивая колкие слова Маколея в том духе, что «Вы можете не поверить, но есть люди, которые должны зарабатывать на жизнь». Тем не менее глубинная сущность поступков, странных, вызывающих, порой находящихся на грани приличия, а то и вовсе несущих печать лёгкого сумасбродства, выдаёт в Трейси подлинную женщину, реагирующую на «лестные» сравнения с богиней-девственницей и прекрасной бронзовой статуей гневно и с возмущением. Убеждён, что причина неподдельного интереса, вызываемого фильмом у всё новых поколений зрителей, кроется в замечательном ощущении, возникающем незадолго до завершения сеанса – с наступлением утра, когда всем приходится, подавляя стыд и волнение, восстанавливать картину того, что произошло накануне. Авторы очень аккуратно подводят нас вместе с персонажами к догадке, что имевшие место недоразумения (от невинного купания в бассейне до скоротечного романа, так и не ставшего залогом серьёзных отношений) приоткрыли участникам истинный смысл их запутанного и суматошного существования. Каким будет второй брак Лордов Хэйвенов? Превратится в затяжную войну нервов и завершится очередной ссорой?.. Или же принесёт супругам, накопившим житейский опыт и лучше узнавшим друг друга, долгожданное счастье? Хочется верить в последнее!
.
__________
1 – Чтобы не мешать успеху пьесы, руководство MGM согласилось придержать выпуск фильма в широкий прокат до января 1941-го.
2 – Правда, Джеймс Стюарт признавал, что премии «Оскар» заслуживал не он, а Генри Фонда за социальную драму «Гроздья гнева» /1940/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Сегаль Д. Сюрпризы «Дядюшки Оскара» // Новости видео. – 1991, № 05 (12). – С. 2.
Карцева Елена. Шесть Оскаров на двоих // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 150-151.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий