Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les hallucinations de baron de Munchhausen (1911)

Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les hallucinations de baron de Munchhausen (1911): постерКороткометражный фильм.

Другие названия: «Приключения барона Мюнхгаузена» / «Les Aventures de baron de Münchhausen», «Галлюцинации барона Мюнхгаузена» / «The Hallucinations of Baron Munchausen» (США), «Сон барона Мюнхгаузена» / «Baron Munchausen’s Dream» (США), «Мюнхгаузен» / «Munchhausen», «Барон Мюнхгаузен» / «Baron Munchhausen»

Франция.

Продолжительность 11 минут.

Режиссёр Жорж Мельес.

По мотивам книги Готфрида Августа Бюргера в переводе Теофиля Готье.

Жанр: кинофантазия

Краткое содержание
Привычный званый ужин с множеством гостей и застольным весельем в замке барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена заканчивается тем, что радушного хозяина, пьяного и весёлого, отправляют отдохнуть. Однако спальня барона превращается в царство беснующихся зловещих сил.

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.01.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les hallucinations de baron de Munchhausen (1911): кадр из фильма
Застолье барона

Лента стала одним из немногочисленных проектов периода заката славного творческого пути Жоржа Мельеса, когда он, неожиданно заручившись поддержкой Шарля Патэ, предпринял последнюю попытку, скажем так, бросить вызов конкурентам по бурно развивающемуся синематографу. Сложно найти достойные доводы против утверждений в том духе, что великий сказочник, упорно цепляясь за собственные ранние открытия (в первую очередь не желая покидать студию, точно учёный – стены лаборатории) и продолжая делать ставку на филигранные фокусы и аттракционы, был обречён в состязании с коллегами, обновившими киноискусство новыми темами и выразительными средствами. Однако «Галлюцинации барона Мюнхгаузена» считаются неудачей даже по его собственным меркам, и, например, знаменитый историк Жорж Садуль, признавая шедевром параллельно снятое «Завоевание полюса», удостаивает картину, это «особенно удручающее свидетельство упадка Мельеса», уничижительного эпитета «тяжеловесный, топорный и скучный фильм»1. На мой взгляд, несправедливо.

Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les hallucinations de baron de Munchhausen (1911): кадр из фильма
Сладостные видения

С сугубо технической точки зрения кинолента действительно оставляет желать лучшего, начиная на протяжении сеанса – всего одиннадцати минут! – тяготить, в частности, статичностью кинокамеры, которую артисты стараются компенсировать суетливыми и аффектированными жестами. То, что в ранних короткометражках (и волшебно-феерического плана, и посвящённых фантастическим путешествиям) выглядело вполне органично, создаёт дисгармонию с более сложными и продуманными сюжетами, включая иллюстрацию затянувшегося сна загулявшего барона. Вместе с тем именно в навязчивости фантомов, преследующих Мюнхгаузена, решительно сбитого с толку вереницей образов2, материализующихся из ниоткуда (оживающих в висящем на стене огромном зеркале), и состоял, думается, замысел режиссёра. Даже появляется крамольная мысль об автобиографическом характере потока сознания, но главное всё равно – не в том. Под занавес карьеры Мельес дерзко, не боясь обвинений в пессимизме и декадансе, указал истоками того (сказочного, фантастического, фантазийного, оппозиционного люмьеровскому реализму) направления в киноискусстве, основоположником которого стал, не только воображение, но и во всех смыслах тёмные стороны подсознания творца. От «Галлюцинаций барона Мюнхгаузена» тянется ниточка и к поискам авангардистов из разных стран (немецких экспрессионистов, французских сюрреалистов), и к психоделическому кинематографу 1960-х. Странно, что, ища предтечи последнего в самых разных произведениях (вплоть до диснеевских мультфильмов!), не вспомнили о столь смелом опыте. Подобно знаменитому рассказчику-аристократу, настаивавшему на исключительной и неоспоримой правдивости излагаемых приключений, Жорж невольно стал заложником, как сказано в титрах, «пленительных видений и бессвязных кошмаров». Но хотя бы успел поведать об этом…

.

__________
1 – Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 2. Кино становится искусством. 1909-1914. – М.: Искусство, 1958. – С. 174.
2 – От прекрасных изваяний до беснующихся демонов, от женщины-паука до недоброго солнца, превращающегося в исполинского слона.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+