Гангстер / American Gangster (2007)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Американский гангстер» (вариант перевода названия), «Настоящая кровь» / «Tru Blu» (альтернативное название), «Возвращение Суперфлая» / «The Return of Superfly» (рабочее название).
США, Великобритания.
Продолжительность 157 минут.
Режиссёр Ридли Скотт (номинация на «Золотой глобус»).
Автор сценария Стивен Заиллян на основе статьи Марка Джейкобсона.
Композитор Марк Страйтенфельд (номинация на «Грэмми» за лучший саундтрек).
Оператор Харрис Савидис.
На премию «Оскар» номинировались Артур Макс (художник-постановщик) с Бет А. Рубино (декоратор).
Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма
Краткое содержание
В 1970-е криминальная карьера Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон, номинация на «Золотой глобус»), долгие годы работавшего телохранителем Бампи Джонсона (Кларенс Уильямс III) — престарелого «крёстного отца» Гарлема, переживает умопомрачительный взлёт после того, как он разрабатывает безотказную схему перевозки чистейшего героина из Юго-Восточной Азии в США. В гробах американских солдат, павших во Вьетнаме и доставляемых самолётами военно-транспортной авиации! Однако по пятам могущественного преступного босса, с лёгкостью подмявшего под себя конкурентов и скупившего чуть ли не всю правоохранительную систему Нью-Йорка, идёт детектив Риччи Робертс (Рассел Кроу), возглавивший новообразованное подразделение по борьбе с наркотиками, получив широкие полномочия.
Также в ролях: Чиветел Эджиофор (Хью Лукас), Джош Бролин (детектив Рено Трупо), Джон Ортис (детектив Хавьер Ривьера), Лимари Надаль (Ева), Тед Левайн (капитан Лу Тобак), Роджер Гуэнвёр Смит (Нэйт), Джон Хоукс (детектив Фредди Спирман), RZA (детектив Мозес Джонс), Юл Васкес (детектив Альфонсо Абруццо), Кьюба Гудинг-мл. (Никки Барнс), Руби Ди (мама Лукас, номинация на «Оскар»), Карла Гуджино (Лори Робертс), Арманд Ассанте (Доминик Каттано), Т.Ай. (Стиви Лукас), Коммон (Тёрнер Лукас), Рубен Сантьяго-Хадсон (Док), Идрис Эльба (Танго), Джо Мортон (Чарли Уильямс), Джон Полито (Росси), Малкольм Гудвин (Джимми Зи), Рик Янг (Кхун Са), Норман Ридус (детектив в морге).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.03.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Из нескольких версий названия, которые фигурировали на рукописи сценария или подбирались позднее, уже непосредственно для фильма, Ридли Скотт выбрал громкий, но очень точный вариант. «American Gangster» – это и рассказ о конкретном (the american gangster) наркоторговце из-за океана, добившемся умопомрачительных результатов, даже несмотря на то, что не сумел долго удержаться на вершине. И кинопроизведение, знакомящее с собирательным образом (an american gangster) местного влиятельного преступника, каким тот являлся, меняясь на протяжении десятилетий новейшей истории, в действительности, а также – раз за разом выводился на экране Голливудом. В отечественном прокатном заголовке эпитет «американский» опущен словно за ненадобностью, поскольку получился, так сказать, плеоназм, как и в том случае, если бы мы стали говорить об «итальянской «коза ностра», «китайских триадах» или «японских якудза». Что, приходится признать, дополнительно подчёркивает ту великую обобщающую силу, которой отличаются подлинные произведения искусства.
Данный аспект, возможно, не заслуживал бы столь пристального внимания, если б речь шла о рядовом криминальном фильме. Если б, скажем, постановку осуществил Антуан Фукуа (он ещё в 2004-м году разрабатывал проект, который кинокомпания Universal Pictures свернула за месяц до начала съёмок), небесталанный, но всё же – не причисляемый к числу ведущих художников. Но у Ридли Скотта и опытного кинодраматурга Стивена Заилляна, вдохновлявшегося статьёй Марка Джейкобсона «Возвращение Суперфлая»1, буквально не остаётся места ни для чего лишнего или случайного. Развитие событий, подчас неспешное и размеренное, а подчас – динамичное, захватывающее дух, неукоснительно подчиняется строгой логике, выражающей, по мысли авторов, квинтэссенцию тех законов, по каким существует само человеческое общество. При этом ничего принципиально нового, казалось бы, не показано и не рассказано. Нет ни ощущения невиданной доселе аутентичности, как у Уильяма Фридкина2. Ни копполовско—леоневских высот трагизма. Ни запредельного натурализма, которым Брайан Де Пальма сопроводил собственный рассказ о «Лице со шрамом». И даже в отдельных эпизодах и поворотах сюжета непросто обнаружить что-либо безусловно новаторское. А между тем…
А между тем фильм в целом производит необычайно сильное впечатление – и не только из-за размаха съёмок (к счастью, кассовые сборы составили $265,5 млн., компенсировав производственные затраты в размере $100 млн.), проведённых в 180 разных местах. Авторам удалось придать повествованию черты развёрнутого социального киноромана, где многочисленные действующие лица оказываются не менее важными, нежели номинально главные герои, находящиеся по разные стороны закона. И каждая сцена, стилистически выверенная и безукоризненно разыгранная актёрами, обретает идеальное место в картине в целом. В итоге – покидаешь сеанс, убеждённый в том, что узнал точнейший диагноз болезни заокеанского общества. Общества, побеждённого дважды – на чужой территории и внутри страны, где опаснейший враг стал прямым порождением агрессии, направленной вовне. Общества, не желающего извлекать уроки из прошлого, ввязываясь во всё новые военные конфликты. Общества, уже и не умеющего, и не пытающегося жить по-другому, избавляясь от последних несгибаемых идеалистов. «Что случилось с миром, Фрэнк? Чёртовы стервятники», – сокрушается Джонсон, ностальгирующий по старым добрым временам, когда бандитов от блюстителя порядка ещё можно было как-то отличить. Из финальных титров явствует, что Риччи Робертс, арестовав образцового американского гангстера и с помощью Лукаса основательно «почистив» нью-йоркскую правоохранительную систему, вскоре переквалифицировался в адвокаты. И его первым клиентом стал Фрэнк, за сотрудничество со следствием получивший сравнительно небольшой срок…
.
__________
1 – Журналист намекнул, вероятно, на «блэксплуататорскую» криминальную драму 1972-го года, продолжение которой вышло именно под таким названием.
2 – Его ныне классического «Французского связного» /1971/ Риччи упоминает в разговоре отнюдь не вдруг.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий