Ганнибал / Hannibal (2001)
Другие названия: «Молчание ягнят 2» / «The Silence of the Lambs 2» (США: рабочее название).
Великобритания, США.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Ридли Скотт.
Авторы сценария Дэвид Мэмет, Стивен Заиллян по роману Томаса Харриса.
Композитор Ганс Циммер.
Оператор Джон Мэтисон.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
С момента исчезновения Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс) прошло десять лет. Агент ФБР Кларисса Старлинг (Джулианна Мур) проводит неудачную операцию по задержанию особо опасной преступницы, и ей грозят неприятности по службе. Мейсон Вергер (Гэри Олдмен) — единственный среди жертв Лектера, кто остался в живых, делится с Клариссой новыми сведениями о беглом маньяке, которые должны помочь в поимке. А тем временем Ганнибал обосновался во Флоренции, под именем доктора Фелла претендуя на должность смотрителя дворцовой библиотеки.
Также в ролях: Рэй Лиотта (Пол Крендлер), Фрэнки Фейсон (сестра Барни), Джанкарло Джаннини (инспектор Ринальдо Пацци), Франческа Нери (Аллегра Пацци), Зелико Иванек (доктор Корделл Дёмлинг), Хэзелл Гудман (Эвелда Друмго), Дэвид Эндрюс (агент ФБР Пёрселл), Фрэнсис Гринен (помощник директора ФБР Нунен), Энрико Ло Версо (Гнокко).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.09.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первая половина (даже, пожалуй, две трети) повествования кажется совершенной, особенно – та часть действия, что развёртывается во Флоренции. Ридли Скотт демонстрирует – к слову, не впервые1 – исключительные знание и чувствование европейской культуры, которая, вопреки обывательским представлением, не является эфемерным наследием прошлого, интересным лишь учёным-гуманитариям и не оказывающим влияния на повседневную жизнь. Сам выбор Ганнибалом псевдонима несёт важный иносказательный – отсылающий (помимо личности Джейма Гамба, стопроцентного американца «Буффало Билла») к деяниям Джека Потрошителя – смысл, остающийся для большинства непонятным. Мало того, претендент на престижную должность указывает самоуверенному инспектору Пацци на наличие незримого следа давно (и напрасно!) преданных забвению событий, безмерно жестоких и кровавых, как, впрочем, и вся история просвещённого Старого Света. Быть может, сверхзадача Лектера, вполне сознательно выдавшего своё местонахождение, заключалась в стремлении доказать, что Данте Алигьери вовсе не был фантазёром – и что его описания девяти кругов ада являются самым реалистичным свидетельством о том времени?.. Во всяком случае расправа над местным блюстителем закона, движимым грехами алчности и гордыни, впечатляюще приоткрывает дверь в ту бездну в душах, о существовании которой цивилизованные люди и не догадываются… Впечатляюще до стынущей в жилах крови!
Казалось бы, именно в таком духе и следует выдержать действо – и это помимо прочего могло стать неплохой альтернативой стилистике Джонатана Демме, в своём роде безупречной и не поддающейся имитации. Однако, как только блудный маньяк возвращается в родные Соединённые Штаты, линия безжалостно обрывается, а режиссёр – делает ставку на другие, более жёсткие и радикальные методы воздействия на сознание зрителя. Скотту и опытным кинодраматургам2, судя по косвенным данным (хотя бы – по тому, что были отсняты три разные версии развязки), непросто далось решение вынести на суд публики шокирующий финал. Но это является слабым утешением в тот момент, когда приходится наблюдать за почти «библейским» по изощрённости и размаху возмездием, настигшим мстителя с обезображенным лицом и тёмными мыслишками, и особенно – за «гастрономическими» изысками «Каннибала». Срезание с живого человека лица покажется детской шалостью на фоне скармливания Крендлеру частей… его собственного мозга на глазах у измученной, дезориентированной введённым в организм морфием Клариссы, а главное, по сравнению с поступком Лектера в самолёте, когда доктор делится «лакомством» с несмышлёным ребёнком. Когда акты поедания людской плоти, как и прочие отвратительные вещи, смакуются бездарными ремесленниками (например, Хершеллом Гордоном Льюисом в «Кровавом пире» /1963/), зрелище способно найти почитателей лишь в маргинальной аудитории со специфическими пристрастиями, а то и с больной психикой. Но как только за нечто подобное берётся талантливый художник, эффект оказывается куда мощнее. Эстетизация запретных явлений, выставляемая очередной пощёчиной общественному вкусу, на поверку служит сомнительному делу подрыва устоявшейся морали. В «Ганнибале» (точнее, в заключительной части фильма) чувство меры изменило авторам с такой очевидностью, что это, по сути, перечёркивает любые их художественные, философские, социологические и т.д. устремления. Как будто Скотт, не в пример тому же Демме и даже… Старлинг, до последнего самоотверженно борющейся с похитителем, сам подпал под влияние сильной личности Ганнибала – и выступил (выступил объективно, вне зависимости от намерений) провозвестником и пропагандистом жутких идей душегуба. Свободный и бесконечно уверенный в собственной правоте (да чего там, в непогрешимости!) Лектер преспокойно удаляется прочь, явно удовлетворённый долгожданным свиданием с некогда заинтересовавшей его визави. И никакой диалектики, никакой недоговорённости, никаких жалобно молчащих ягнят…
.
__________
1 – Достаточно вспомнить его дебютную полнометражную постановку «Дуэлянты» /1977/.
2 – Роман Томаса Харриса адаптировал Дэвид Мэмет, однако Стивен Заиллян внёс существенные коррективы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий