Гаттака / Gattaca (1997)
Вихляев Николай. Жерармер – это просто фантастика // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 52.
ЖЕРАРМЕР – ЭТО ПРОСТО ФАНТАСТИКА
Фестиваль в Жерармере – это 300 кинематографистов и 300 журналистов, съехавшихся из разных стран и работающих в течение пяти дней фестиваля бок о бок; это 200 тысяч туристов, обязательно проезжающих в эти фестивальные дни через город; это и 35–40 тысяч зрителей, просмотревших в пяти кинотеатрах Жерармера конкурсные и внеконкурсные ленты и это, конечно же, кумиры и кинозвезды, притягивающие к себе внимание многотысячной толпы фанатов. Бюджет фестиваля – 7 миллионов франков, – сумма внушительная, но с каждым годом город старается расширять рамки фестиваля, ибо и выгоды от него тоже немалые. Около 600 добровольцев обслуживают фестиваль, обеспечивая участников бесплатным транспортом, организуя их проживание, питание, интересный досуг.
За свою работу они не получают ни единого франка, более того, выпадающие на их дежурство рабочие дни берут за счет отпуска. Такие вон они, жерармерцы.
В главном конкурсе Пятого фестиваля фантастического фильма в Жерармере участвовало 8 новых картин режиссеров из США, Англии, Люксембурга, Японии, Аргентины. Во внеконкурсной программе на суд зрителей впервые был представлен фильм известного американского режиссера Веса Кравена «SCREAM-2»,– того самого режиссера. фильм которого «SCREAM» получил гран при в Жерармере в 1997 году, а также лента Джима Жильеная «I Know What You Did Last Summer» («Я знаю, чем вы занимались прошлым летом») и другие фильмы.
Председателем жюри Пятого фестиваля фантастического кино был известный продюсер и режиссер, автор обошедшего все залы мира фильма «Рембо» и не менее известного фильма «Возвращение в ад» Тед Кочефф. Председатель жюри любезно согласился ответить на мои вопросы.
– Что означает сегодня сделать «хороший фантастический фильм»?
– Элементы мечты, грезы, удовольствия от неизведанного есть практически во всех фильмах, но в фантастических лентах их гораздо больше. Все возрастающую роль играет компьютер, в чем несложно убедиться хотя бы на примере фильма «Титаник». Я считаю, что компьютер будет одним из главных инструментов кинематографистов завтрашнего дня.
– Какими критериями руководствовалось жюри при определении победителей?
– Прежде всего, оригинальностью режиссерской, операторской работы, их умением сделать фильм интересным. Именно эти критерии, собранные воедино, и определили наше решение.
– Если однажды русские кинематографисты приедут в Жерармер для участия в фестивале фантастического кино, как, на ваш взгляд, они будут встречены?
– Я очень люблю русскую литературу и русское кино. Я вырос на фильмах Марка
Донского «Детство Горького», «В людях», а также на фильмах Пудовкина и Эйзенштейна. В моей домашней библиотеке полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова на английском языке в 14 томах. Большое удовольствие мне доставили и фильмы Никиты Михалкова и, прежде всего, конечно, его «Утомленные солнцем» – подлинный шедевр современного кино.
Я думаю, что российские кинематографисты вполне могли бы участвовать в фестивале в Жерармере. Одно лишь непременное условие: фильмы должны быть действительно очень высокого международного класса, тогда горячий прием им будет обеспечен.
Почетные гости фестиваля в Жерармере – известная французская актриса Мирей Дарк и «Мисс Франция-98» Софи Тальманн под овации переполненного крупнейшего в Жерармере кинозала «Эспас Ляк» вручили призы победителям Пятого фестиваля фантастического кино.
Гран при фестиваля удостоен фильм английского режиссера, работающего в Люксембурге, Энтони Воллера «Аn American Werewolf in Paris» («Американский оборотень в Париже»). Фильм о том, как трое американских парней приезжают в Париж, чтобы хорошенько здесь поразвлечься. Они забираются на Эйфелеву башню и, спрятавшись, решают остаться там на ночь, чтобы спрыгнуть с помощью резинового каната. Один из парней – Энди – чудом спасает пытавшуюся покончить с собой, бросившись с Эйфелевой башни, девушку. В тот момент Энди еще невдомек, что спасенная им «девушка его мечты» вскоре превратит жизнь его самого и его друзей в кромешный ад, особенно в ночи полнолуния.
Специальный приз жюри вручен сразу двум фильмам: ленте американского режиссера Эндрю Никкола «Gattaca» («Гаттака») – научно-фантастический фильм о том недалеком будущем, когда ученые смогут разгадать тайны генетики и создавать только «правильных людей», – и фильму английского режиссера Ника Биллинга «Fotographing Fairies» («Фотографические феи») – об удивительной и загадочной связи реальной жизни с потусторонним миром. Этот же фильм получил и приз критики. А приз зрительских симпатий вручен фильму Энтони Воллера «Американский оборотень в Париже».
Что еще сказать о фестивале? Как и в прошлые годы, вампиры и кровожадные маньяки выплескивали с экранов на зрителей моря крови, а дикие чудовища холодили в жилах кровь. Но заметна была и одна приятная тенденция: человеческие чувства в фантастических фильмах стали брать верх над страхом и разгулом насилия, а люди, пройдя через невероятные испытания, все же оставались людьми.
Николай ВИХЛЯЕВ, корр. РИА «Новости» во Франции – специально для журнала «Видео-Асс»
ЖЕРАРМЕР-ПАРИЖ
52
Добавить комментарий