Гавана / Havana (1990)
США.
Продолжительность 144 минуты.
Режиссёр Сидни Поллак.
Авторы сценария Джудит Рэскоу, Дэвид Рэйфил по сюжету Джудит Рэскоу.
Композитор Дейв Грузин (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Оператор Оуэн Ройзман.
Жанр: драма, мелодрама, военный фильм
Краткое содержание
Гавана, канун наступления нового, 1959-го года. Джек Уэйл (Роберт Редфорд), профессиональный игрок в покер, плывущий на Кубу в надежде сорвать крупный куш, соглашается выполнить просьбу привлекательной незнакомки, некой Роберты Дюран (Лена Олин), доставить контрабандный груз — армейские рации. Волей-неволей ему приходится, нарушив собственное кредо, ввязаться в противостояние людей Фульхенсио Батисты и революционеров, возглавляемых Фиделем Кастро.
Также в ролях: Алан Аркин (Джо Вольпи), Томас Милиан (Менокал), Дэниел Дэвис (Мэрион Чигуэлл), Тони Плана (Хулио Рамос), Бетси Брэнтли (Дайен), Лиз Каттер (Пэтти), Ричард Фарнсуорт (профессор), Марк Райделл (Мейер Лански), Васек Симек (Вилли), Фред Аспаргус (Малыш Эрнандес), Ричард Портноу (Майк МакКлэни), Дион Андерсон (Рой Форбс), Берни Поллак (сотрудник отеля), Рауль Хулия (Артуро Дюран, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.06.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Замысел этого фильма возник ещё в 1970-е годы, причём главные роли должны были исполнять Джек Николсон и Джейн Фонда, но в итоге «звёзды», не дождавшись реализации затянувшегося проекта, утратили интерес. Правда, на излёте десятилетия вышел невнятный боевик с громким названием «Куба» /1979/ с участием Шона Коннери, не ставший заметным художественным событием (и, кстати, почти не заинтересовавший зрителей). Вероятно, лишь в свете «перестройки» (а также благодаря триумфу предыдущей постановки, эпической мелодрамы «Из Африки» /1985/) Сидни Поллаку, частично взявшему на себя функции продюсера, удалось найти на постановку внушительную сумму – $40 млн. Производство наверняка обошлось бы дешевле (во всяком случае не потребовалось бы возводить декорации на расположенной в Доминиканской Республике военно-воздушной базе), если б режиссёру удалось договориться с кубинскими властями о съёмках в Гаване. Однако в данном случае существовало препятствие – и отнюдь не в лице Фиделя Кастро, как раз положительно относившегося1 к голливудским мастерам прогрессивной направленности. В самих США действовал закон, строжайше запрещавший сотрудничество с Островом Свободы в кинематографической сфере, как, впрочем, и во многих других областях (в торговле, финансах и т.д.).
Нельзя не отдать должного Поллаку и сценаристам Джудит Рэскоу и Дэвиду Рэйфилу, решительно (и рискованно, если учесть, что кубинцы не пошли на поводу у противника – не свернули с социалистического курса, не сдались на милость победителей в «холодной войне») порвавшими с привычными пропагандистскими штампами. Авторы недвусмысленно, хотя и отражёнными средствами, показали, что режим Батисты являлся террористическим – держался на армейских штыках, тотальном запугивании населения, похищениях, пытках и убийствах неугодных лиц тайной полицией, подавлении любого инакомыслия. Роскошные казино, публичные дома, рестораны и стриптиз-клубы, витрины которых освещали разноцветными огнями ночные улицы, сделали Гавану раем для состоятельных иностранцев – но доходы утекали за границу (в первую очередь организованной преступности, облюбовавшей город после получения страной независимости от Испании2), оставляя местных жителей прозябать в нищете. С обострением политической борьбы репрессии становятся ещё более жестокими – и Джек своими глазами видит сожжённые дотла селения, трупы повешенных коммунистов, бомбардировку. Причём Уэйл намеренно выведен не частным лицом – не заурядным картёжником-профессионалом, но самим воплощением духа предпринимательства, лишь для видимости (грубо говоря, ради сулимых косвенных выгод) поступающего благородно. Он спасает от верной расправы пассажира лайнера – но ни секунды не тушуется, выставляя спасённому счёт за услугу… В том и тонкость замысла: раз уж такой, расчётливый, предельно хладнокровный и в общем-то беспринципный человек, как ни пытается дистанцироваться от политики, вынужден признать правоту революции, какие могут быть сомнения?
Разумеется, Сидни постарался учесть запросы массового зрителя (впрочем, успеха всё равно не последовало, и кассовые сборы составили $9,2 млн.), опираясь на давние, проверенные приёмы – углубляясь в мелодраматические перипетии, приобретающие особый надрыв в условиях исторических катаклизмов. Однако Роберту Редфорду удалось убедительно передать внутреннюю эволюцию героя, меняющегося неожиданно для самого себя, повинуясь непонятному, идущему из глубины души высокому чувству к малознакомой женщине. Уэйл интуитивно чувствует, что не имеет права вмешиваться в отношения Роберты с Артуро (в образе аристократа, поступившегося классовыми интересами во имя справедливости, блеснул не указанный в титрах Рауль Хулия), которые давно сделали выбор, посвятив персональные судьбы служению во благо народа. И, единственное, что ему остаётся, – оказать супругам посильное содействие в великом деле… К тому же, по любопытному финальному разговору Джека с мнимым журналистом, уверяющим всех, что пишет статьи о ресторанах, несложно прийти к выводу, что события, разворачивающиеся в разных уголках света, ему, как американцу, гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Вычисленный агент ЦРУ конфиденциально сообщает, что следующая командировка будет на Дальний Восток (надо полагать, во Вьетнам).
.
__________
1 – Достаточно вспомнить более поздние документальные фильмы Оливера Стоуна с пространными и честными интервью, взятыми у команданте.
2 – О чём свидетельствует присутствие Меера Лански; подробнее ситуация обрисована в «Крёстном отце 2» /1974/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Покер, любовь и революция // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 4. – С. 22.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция №6 // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 17-22.
Дудкина Валентина. Роберт Редфорд: Они зовут меня Мистер Санденс // Видео-Асс Сателлит. – 1993, № 05, октябрь. – С. 13-18.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий