Газонокосильщик / The Lawnmower Man (1992)
Другое название: «Косильщик лужаек» (вариант перевода названия), «Газонокосильщик» Стивена Кинга» / «Stephen King’s The Lawnmower Man» (США: полное название), «Виртуальные войны» / «Virtual Wars» (Япония: англоязычное название).
Великобритания, США, Япония.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Бретт Леонард.
Авторы сценария Бретт Леонард, Гаймел Эверетт по рассказу Стивена Кинга (только упоминание в титрах, позже убранное по решению суда).
Композитор Дэн Уайман.
Оператор Рассел Карпентер.
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Доктор Лоуренс Анджело (Пирс Броснан) работает по контракту с Virtual Space Industries над сверхсекретным «Проектом 5», в рамках которого с помощью новейших компьютерных технологий и психотропных препаратов предполагается сделать идеального солдата из шимпанзе. Однако эксперимент приводит к трагическим последствиям… Находясь в отпуске, Лоуренс обращает внимание на Джоуба Смита (Джефф Фэйи) — умственно отсталого парня, живущего в церкви по соседству, под присмотром настоятеля Фрэнсиса МакКина (Джереми Слейт), и подрабатывающего газонокосильщиком. Доктор Анджело предлагает Джоубу принять участие в опытах.
Также в ролях: Дженни Райт (Марни Бёрк), Марк Бринглсон (Себастьян Тиммс), Джеффри Льюис (Терри МакКин), Дин Норрис (директор), Коллин Коффи (Кэролайн Анджело), Джим Лэндис (Эд Уэйтс), Трой Эванс (лейтенант Гудвин).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тяжба, инициированная Стивеном Кингом, доказавшим в суде, что фильм не имеет с его одноимённым рассказом 1975-го года (кстати, экранизированным близко к тексту в 1987-м Джимом Джонисом, купившим у беллетриста права за символическую плату в $1) практически ничего общего, и потребовавшим изъятия своего имени из титров, лишь способствовала коммерческому успеху сравнительно недорогой картины. При бюджете $10 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $32,1 млн. и порядка $118 млн. (!) – за рубежом. А между тем при желании несложно обнаружить наличие именно кинговских мотивов – например, освоения скрытых возможностей человеческого разума. Джоуб проницательно замечает, что новейшие технологии всего лишь позволили ему обрести те знания и навыки, которыми владели ещё великие древние маги, и силой мысли дематериализует врагов. Другое дело, что Бретт Леонард и Гаймел Эверетт не останавливаются на этом и идут дальше.
Спустя десятилетие после «Трона» /1982/, осторожно цитируемого по ходу действия1, тридцатитрёхлетний постановщик предлагает всё-таки иное видение виртуальной реальности, по возможности избавляясь если не от антопроцентризма, то – от многих аспектов антропоморфизма. Стремительно осваиваясь в киберпространстве, Смит расстаётся с последним абрисом привычного облика, сливаясь с потоком световых частиц, становясь сгустком энергии. Вместе с тем внимание всё равно сосредоточено на «человеческом, слишком человеческом» вопросе – на моральной подоплёке условно фантастических событий. Опираясь на ницшеанско-адлеровские концепции (если не на вывернутую наизнанку средневековую теологию!), кинематографисты торжественно осуждают как присущий новоявленному доктору Франкенштейну комплекс творца, так и волю к власти, быстро занимающую в сознании Джоуба доминирующее положение. Пролог, когда из-под контроля учёных выходит подопытный шимпанзе, а равно эпизод «расправы» поумневшего Смита над бывшим наставником, деспотичным священником-пуританином (образ воплотил Джереми Слейт, исполнивший главную роль в леонардовском дебюте «Колодец смерти» /1989/), приобретают символическое звучание. В эпоху появления и, как опасаются авторы, повсеместного распространения искусственного интеллекта, лишённого ограничений со стороны хотя бы человеческой физиологии и подсознательных установок, нивелируются последние преграды и ориентиры… Виртуальная реальность оборачивается полем чистых идей, царством мысли, способным – в полном соответствии с законами диалектики – оказать мощное воздействие на т.н. объективную действительность. И заурядный косильщик лужаек станет мировым диктатором. По иронии судьбы, Джефф Фэйи не смог закрепиться в «звёздном» статусе, в отличие от Пирса Броснана, впоследствии – очень редко изображавшего мятущихся учёных-интеллектуалов.
.
__________
1 – По иронии судьбы, полная режиссёрская версия «Газонокосильщика» была выпущена на DVD лишь 25-го октября 2010-го – в канун премьеры грандиозного «сиквела» упомянутой работы Стивена Лисбергера.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 11. – С. 32.
Островский Дмитрий. Иванушка-дурачок и компьютерная технология // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 6-7.
Антонюк Л. Проделки молекулярного дьявола // Экран. – 1993, № 3. – С. 28.
Васильев Г. Не сыграть бы в ящик // Экран. – 1993, № 3. – С. 29.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 4. – С. 6-7.
Суперпремьера. «THE LAWNMOWER MAN» // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 6-7.
Цыркун Нина. Зелёная жатва «Косильщика» // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 8.
Мосина Е. Сияние зла // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 07. – С. 2-6.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий