Генрих V: Битва при Азенкуре / Henry V (1989)

Генрих V: Битва при Азенкуре / Henry V (1989): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Генрих V» (СССР: вариант перевода названия).

Великобритания.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Кеннет Брана (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Кеннет Брана по пьесе Уильяма Шекспира.

Композитор Патрик Дойл.

Оператор Кеннет МакМиллан.

Премию «Оскар» получила Филлис Долтон (художник по костюмам).

Жанр: фильм действия, биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Архиепископ Кентерберийский (Чарльз Кэй) и епископ Илийский (Алек МакКоуен), опасающиеся намерений Генриха V (Кеннет Брана, номинация на «Оскар») издать указ о конфискации церковного имущества, убеждают короля в том, что он имеет полное право претендовать на французский престол. Оскорблённый ответом дофина Людовика (Майкл Мэлони), молодой, относительно неопытный, но решительный монарх объявляет о предстоящем вторжении в соседнюю державу. Военная кампания завершается триумфальной победой в битве при Азенкуре, состоявшейся 25-го октября 1415-го года.

Также в ролях: Дерек Джейкоби (Хор, рассказчик-повествователь), Саймон Шеперд (герцог Глостер), Джеймс Ларкин (герцог Бедфорд), Брайан Блессед (герцог Эксетер), Джеймс Симмонс (герцог Йоркский), Фабиан Картрайт (граф Кембриджский), Стивен Симмс (лорд Скруп), Джей Уилльерс (сэр Томас Грей), Эдвард Джевсбери (сэр Томас Эрпингем), Иэн Холм (Флюэллен), Дэнни Уэбб (Гауэр), Джимми Юилл (Джеми), Джон Сешнс (Макморрис), Шон Прендергаст (Бетс), Патрик Дойл (Корт), Майкл Уильямс (Уильямс), Ричард Бриерс (Бардольф), Кристиан Бейл (мальчик), Джеральдин Макьюэн (Алиса), Робби Колтрейн (Фальстаф), Джуди Денч (миссис Куикли), Пол Скофилд (Карл VI), Кристофер Рейвенкрофт (герольд Монжуа), Эмма Томпсон (Екатерина Валуа), Роберт Стивенс (Бристоль).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.04.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Генрих V: Битва при Азенкуре / Henry V (1989): кадр из фильма
Советуют монарху…

Кеннет Брана с начала десятилетия активно снимался в кинематографе и на телевидении (в частности, отметился в комедийном сериале «Томпсон» /1988/), а работы на сценических подмостках обеспечили ему репутацию одного из самых одарённых представителей «новой волны» британских артистов. Собственно, не только местные театралы были наслышаны о нерядовом успехе постановки «Генриха V», осуществлённой Эдрианом Ноублом по заказу Шекспировской театральной компании ещё в 1984-м. Однако подлинный триумф пришёл к Кеннету именно после режиссёрского дебюта, заставившего многих, не сговариваясь, вспомнить классическую адаптацию пьесы, осуществлённую без малого полувеком ранее, в годы войны, и чуть ли не возвестить о рождении «второго Лоуренса Оливье». Обошедшаяся в значительную, по европейским меркам, сумму – порядка $9 млн., картина неплохо прошла даже в заокеанском прокате (где кассовые сборы составили $10,16 млн.), хотя премии «Оскар» в двух важных номинациях в итоге достались другим претендентам. И последующие работы Брана, особенно те, что увидели свет ещё до наступления нового столетия, в целом подтвердили справедливость восторженных отзывов, плавно подведя к знаменательной роли в «7 днях и ночах с Мэрилин» /2011/.

Генрих V: Битва при Азенкуре / Henry V (1989): кадр из фильма
Любовь не чужда королям

Режиссёр-сценарист пошёл на известный риск, не став отрицать влияние выдающегося предшественника – напротив, сознательно развив некоторые находки (вплоть до обращения к модельерам того же самого дома моды, Angels & Bermans), которые могли показаться устаревшими. В первую очередь обращает внимание присутствие в кадре рассказчика-повествователя, наводящее на мысль о брехтовском «эффекте отчуждения» и во всяком случае – позволившее сделать события ближе (Дерек Джейкоби не случайно облачён в современную одежду) именно сегодняшней публике. Вместе с тем Брана не был стеснён необходимостью выдерживать мощный, не допускающий и тени сомнения патриотический пафос. Незаурядная сила воли, прирождённый талант вдохновлять (как личным примером, так и словом) тысячи подданных на свершения, искренность намерений – вот что обусловило военные и дипломатические победы Генриха V, который, взойдя на престол, решительно1 подавил былые слабости. Но… дело даже не в том, что сравнительно малоопытный правитель, призывая высоких духовных лиц основательно подумать о последствиях выдвигаемого предложения, не разгадал истинного плана церковников, или – что принял окончательное решение под воздействием эмоций, уязвлённый оскорбительным подношением дофина, в гневе обещая превратить присланные теннисные мячи в ядра. Знаменитая битва при Азенкуре показана, вопреки ироничной реплике Хора, отнюдь не «Смешным и жалким подражаньем боя, – // Где четверо иль пятеро бойцов // Нелепо машут ржавыми мечами». Скорее, здесь лермонтовское «Смешались в кучу кони, люди», а тучи стрел, выпущенных из знаменитых длинных луков, раз за разом обрушиваются на неприятеля. Не ведавший до последних мгновений об исходе изматывающего сражения, протекавшего в месиве из крови, грязи, льющейся с неба воды, король не посмеет, выслушав доклад о потерях сторон, и помыслить ни о полководческой прозорливости, ни о высоком боевом духе своих соратников, говоря о чуде, ниспосланном Господом. Финальная сцена знакомства с будущей супругой Екатериной Валуа пронизана удивительной нежностью (между прочим, брак самих Эммы Томпсон и Кеннета состоялся 20-го августа 1989-го, за полтора месяца до лондонской премьеры), служа столь необходимым отдохновением от поля брани. Обременённый знаниями о Столетней войне, о её последствиях, в общем-то плачевных для Англии, автор не абсолютизирует значение нанесённого французам (как считается, резко превосходившим в численности противника) сокрушительного поражения – но дарует чуждому сантиментам Генриху V, оставшемуся в памяти потомков великим государем и воином, минуты заслуженного блаженства.

.

__________
1 – Чтобы это подчеркнуть, автор не ограничивается упоминанием об участи Фальстафа, введя краткие (отсутствующие в тексте первоисточника) сцены воспоминаний короля.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Судникова Ирина. Королевская драма // Видео Асс Экспресс. – 1991, № 2. – С. 21.
Самсонов Георгий. Кеннет Брэна: человек ренессанса // Видео Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 12-16.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+