Геттисберг / Gettysburg (1993)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Ангелы-убийцы» / «The Killer Angels» (рабочее название).
США.
Продолжительность 271 минута (версия на видеокассетах и DVD-дисках – 254 минуты).
Режиссёр Рональд Ф. Максвелл.
Автор сценария Рональд Ф. Максвелл по роману Майкла Шаары.
Композитор Рэнди Эдельман.
Оператор Кеес Ван Острум.
Жанр: драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
Лето 1863-го, Гражданская война бушует свыше двух лет. В силу ряда обстоятельств генерал Роберт Эдвард Ли (Мартин Шин) принимает решение дать генеральное сражение армии Севера, надеясь в случае победы перехватить стратегическую инициативу и создать угрозу Вашингтону. Командовать штурмом позиций неприятеля он назначает генерала Джеймса Лонгстрита (Том Беренджер), блестяще себя зарекомендовавшего. Но и по ту сторону воюют достойные люди — такие, как полковник Джошуа Лоуренс Чемберлен (Джефф Дэниэлс).
Также в ролях: Стивен Лэнг (генерал-майор Джордж Пикетт), Ричард Джордан (бригадный генерал Льюис Армистед), Эндрю Прайн (бригадный генерал Ричард Гарнетт), Купер Хукаби (Генри Харрисон), Патрик Горман (генерал-майор Джон Белл Худ), Джордж Лэзенби (бригадный генерал Джонстон Петтигрю), Сэм Эллиотт (бригадный генерал Джон Бьюфорд), К. Томас Хауэлл (лейтенант Томас Д. Чемберлен), Кевин Конвей (сержант «Бастер» Килрейн), Максвелл Колфилд (полковник Стронг Винсент), Джонатан Максвелл (рядовой Билл Меррилл), Леонард Термо (капрал Джордж Ф. Эстабрук), Оливия Максвелл (девушка из города), Эмиль О. Шмидт (бригадный генерал Джон Гиббон), Кен Бёрнс (помощник Хэнкока), Тед Тёрнер (полковник Уоллер Тэзвелл Паттон, без указания в титрах), Рональд Ф. Максвелл (помощник Хэнкока, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.11.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Остаётся только позавидовать упорству Рональда Ф. Максвелла, на протяжении полутора десятилетий вынашивавшего замысел экранизации исторического романа Майкла Шаары «Ангелы-убийцы» /1974/, отмеченного Пулитцеровской премией в 1975-м году. Автор первоисточника, к сожалению, не дожил до начала съёмок, но режиссёр-сценарист заручился поддержкой его сына Джеффа, который – вероятно, отчасти под впечатлением от успеха киноверсии – позже напишет предысторию «Боги и генералы» /1996/1 и продолжение («Последняя полная мера» /2000/). Причём сами-то продюсеры скромно рассчитывали на формат мини-сериала или телефильма – и ещё благодарили судьбу за то, что после срыва договорённостей со студией ABC проект получил поддержку кабельной сети TNT. Однако медиамагнат Тед Тёрнер (кстати, не удержавшийся и отметившийся в почётном камео), увидев черновой материал, оказался настолько впечатлён, что решил выпустить «Геттисберг» в кинопрокат. Конечно, было наивно надеяться, что кинополотно с таким (рекордным для США!) хронометражем завлечёт толпы зрителей, но с учётом сравнительно небольшого числа кинозалов кассовые сборы в размере $10,8 млн. следует признать достойными. К тому же, затраты в размере $25 млн. помогли компенсировать телевизионные показы (премьера ленты, разделённой на две части, состоялась в июне 1994-го и собрала по 23 млн. человек) и продажа видеокассет и DVD-дисков. По слухам, постановка Максвелла является одной из любимых у учителей истории в американских школах, которым служит замечательной иллюстрацией ключевого момента Гражданской войны. А актёр Том Беренджер даже назвал открытый в городе Уилмингтон ночной клуб Longstreet’s Irish Pub – в память о любимой роли.
Скрупулёзность кинематографистов покоряет. Помимо помощи исследователей, выступивших консультантами (в частности, не осталось незамеченным присутствие Кена Бёрнса и Эмиля О. Шмидта), нельзя не отметить вклад нескольких тысяч так называемых реконструкторов, принявших участие, по сути, на чистом энтузиазме. Оборона левого фланга людьми под командованием полковника Чемберлена, выстоявшими, невзирая на нехватку боеприпасов (исход решила штыковая контратака), и особенно – кульминационный штурм центральных позиций северян после затяжной артподготовки, безусловно, вошли в число самых ярких экранных баталий. Масштаб эпохальной битвы, не поставившей точку в кровопролитном братоубийственном противостоянии, но ознаменовавшей собой перелом и в значительной степени предопределившей капитуляцию остатков армии Конфедератов спустя два года, передан превосходно. Вместе с тем привлекает внимание ещё один принципиальный аспект произведения. Максвелл вслед за литератором старался избежать предвзятости в освещении конфликта, характерной, допустим, для Маргарет Митчелл (и Виктора Флеминга). Ему чуждо, даже если абстрагироваться от расистской составляющей, и возвеличивание «рождения нации», каким этот процесс представлял себе голливудский патриарх Дэвид Уорк Гриффит. Создатели «Геттисберга», скорее, ударяются в другую крайность, не отважившись углубиться в политэкономические, идеологические, социальные причины войны – довольствовавшись всё-таки упрощённым объяснением в том духе, что обе стороны сражались за свободу (в меру собственного понимания). Янки руководствовались благородной идеей отмены рабства, а вольнолюбивые виргинцы и их братья по оружию – не могли позволить кому-то диктовать нормы своего образа жизни… Слёзы навёртываются на глаза генерала Ли, слышащего, как солдаты предлагают собрать силы и атаковать ещё раз, невзирая на огромные потери. И лишь Лонгстрит, чьи предупреждения о рискованности плана остались втуне, считает себя персонально ответственным за гибель лучших ребят. Между прочим, лично меня не удивили слова Джосса Уидона, признавшегося, что на линию, связанную в телесериале «Светлячок» /2002-03/ с гражданской войной на необъятных просторах космоса, оказали решающее влияние книга Шаары и её экранизация.
.
__________
1 – Киноадаптация, также осуществлённая Роном, увидит свет спустя десять лет после выхода «Геттисберга».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Борев Юрий. Костюмное кино – костюмная война // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 29.
Не для жюри, а для зрителей // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 65-66.
Что в Голливуде нам готовят // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 25. – С. 43-44.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий