Годзилла, король чудовищ! / Godzilla, King of the Monsters! (1956)
США, Япония.
Другое название: «Годзилла, король монстров» (вариант перевода названия).
Продолжительность 80 минут.
Режиссёры Исиро Хонда, Терри О. Морс.
Авторы сценария Исиро Хонда, Такэо Мурата по сюжету Сигеру Каяамы, Аль. К. Уорд (американские эпизоды).
Композитор Акира Ифукубэ.
Оператор Масао Тамаи.
Жанр: фильм действия, фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Американский журналист Стив Мартин (Рэймонд Барр) прибывает по заданию начальства в Токио на международный научный конгресс. Однако в этот самый момент Страна Восходящего Солнца (и в первую очередь — именно столица) подвергается нападению огромного динозавроподобного существа, скрывавшегося на океаническом дне и разбуженного испытанием водородной бомбы. В поверьях местных жителей этот подлинный король чудовищ испокон веков был известен под именем Годзилла.
Также в ролях: Такаси Симура (доктор Яманэ), Момоко Коти (Эмико, в титрах как Momoko Kochi), Акира Такарада (Огата), Акихико Хирата (доктор Сэридзава), Сатио Сакаи (Хагивара), Джеймс Хонг (Огата / Сэридзава, озв., без указания в титрах).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.05.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Конечно, едва ли кто-то захочет поспорить с тем, что, если уж задаться целью проследить исток одного из самых популярных в истории японской, да и мировой, экранной фантастики сериалов, то следует обратиться к оригинальному фильму. Именно «Годзилла» /1954/ Исиро Хонды попал в разряд классики, а в момент своего появления не только покорил сердца миллионов зрителей, но и был по достоинству оценён членами национальной киноакадемии1. Версия с подзаголовком «Король чудовищ!» (с восклицательным знаком!) увидела свет двумя годами позже, причём уже после того, как оригинал прошёл в США в нескольких2 кинотеатрах. В данном случае совпали взгляды руководства Toho Company и американских продюсеров, в равной степени высоко оценивших зрелищные достоинства картины и… осознававших, что для успеха за океаном этого будет, увы, недостаточно. На помощь оказался срочно призван пятидесятилетний Терри О. Морс, опытный монтажёр и постановщик нескольких лент класса «B», который дополнил повествование линией приезжего репортёра, якобы ставшего очевидцем грандиозной катастрофы.
Всё это явственно отдаёт творческим компромиссом, если не рекламными уловками, и даже широко освещённые в прессе усилия Рэймонда Барра3 (кстати, канадца по происхождению) по вживанию в образ оказались мифом. Не было, вопреки уверению средств массовой информации, никаких двух месяцев опасной и напряжённой работы – обошлись дополнительными съёмками («досъёмками») в павильонах студии Visual Drama Inc., расположенной в Лос-Анджелесе, которые длились всего сутки. Более того, в высшей степени показательно вымарывание из перемонтированной версии злободневных мотивов антиамериканской направленности, в первую очередь – упоминания об участи Хиросимы и Нагасаки, а также о разрушительной бомбардировке Токио в годы Второй мировой войны зажигательными бомбами…
И всё-таки сохранить острый антимилитаристский подтекст авторам, к счастью, удалось: Годзиллу, согласно гипотезе японских учёных, разбудило испытание водородной бомбы. Естественно, остались в неприкосновенности и впечатляющие (впечатляющие по сей день!) эпизоды нашествия стодвадцатидвухметровой рептилии, преодолевающей заграждения из ЛЭП и остающейся нечувствительной к обстрелу из лёгкого и тяжёлого вооружения. Морс аккуратно даёт понять, что Исиро Хонда превзошёл достижения собственных соотечественников Эрнста Шедсака и Мэриама Купера, да и в целом в его подходе – есть что-то от эйзенштейновских монтажных экспериментов: специфически азиатский фильм вдруг зазвучал абсолютно по-западному. Не остались в накладе и японские продюсеры, не только не постеснявшиеся выпустить ленту в национальный прокат, но и вскоре – купившие права на использование образа Кинг Конга, чтобы исчезли последние сомнения в том, кто отныне является истинным королём чудовищ.
.
__________
1 – Правда, победил в номинации «Лучший фильм» в том году всё же шедевр Акиры Куросавы «Семь самураев».
2 – Так называемый ограниченный, или лимитированный, кинопрокат.
3 – Он, по сути, повторит эту роль в первом, японском «римейке» «Годзиллы», снятом в 1984-м году.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Оригинальный фильм:
Годзилла / Gojira (1954)
Добавить комментарий