Голова / Head (1968)
Другие названия: «Перемены» / «Changes», «БАСпокойство» / «DASturb», «Без названия» / «Untitled» (рабочие названия).
США.
Продолжительность 86 минут (первоначальная версия – 110 минут).
Режиссёр Роб Рейфелсон.
Авторы сценария Роб Рейфелсон, Джек Николсон, а также (без указания в титрах) Питер Торк, Дэйви Джонс, Микки Доленц, Майкл Несмит.
Автор дополнительной музыки и дирижёр Кен Торн
Оператор Мишель Хьюго.
Жанр: комедия, кинофантазия, мюзикл
Краткое содержание
Питер (Питер Торк), Дэйви (Дэйви Джонс), Микки (Микки Доленц) и Майк (Майкл Несмит) нечаянно прерывают торжественную церемонию открытия моста. Так начинаются безумные, неудержимо весёлые, искрящиеся абсурдом приключения членов поп-рок-квартета The Monkees.
Также в ролях: Виктор Мэтьюр (Большой Виктор), Аннетт Фуничелло (Тереза/Минни), Тимоти Кэри (Лорд Хай-н-Лоу), Логан Рэмси (офицер Фэй Лэпид), Абрахам Софэр (Свами), Вито Скотти (И. Виттелони), Чарльз Маколей (инспектор Шринк), Т.К. Джонс (мистер и миссис Эйс), Чарльз Ирвинг (мэй Фидбэк), Уильям Багдад (Чёрный Шейх), Фрэнк Заппа (критик), Тери Гарр (Тести Тру, в титрах как TerryGarr), в эпизодах (без указания в титрах) Деннис Хоппер (длинноволосый парень в ресторане), Роб Рейфелсон (в роли самого себя), Джек Николсон (кинорежиссёр в ресторане).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.09.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сложно выдержать искус и не обвинить американцев в банальном обезьянничанье – в том, что феномен The Monkees1 возник (нет, оказался искусственно сконструирован!) в подражание квартету The Beatles из Соединённого Королевства. И всё-таки такая постановка вопроса не совсем справедлива. Ровесники Роб Рейфелсон и Берт Шнайдер проявили настойчивость и незаурядную прозорливость, убеждая руководство Screen Gems (телевизионного подразделения Columbia Pictures) в перспективности одноимённого ситкома. Да, приснопамятное «Британское вторжение» действительно способствовало реализации замысла, но в данном случае не меньшую значимость имел подход самих продюсеров, новаторский с точки зрения шоу-бизнеса. Будущих участников поп-рок-группы отобрали из нескольких сотен претендентов, пришедших на прослушивание по объявлению, и становление музыкального коллектива проходило, по сути, на глазах у многомиллионной аудитории. Как тут не усмотреть предтечу формата реалити-шоу «Star Academy», в начале XXI столетия покорившего планету (не исключая Россию, где увидела свет локализованная версия – «Фабрика звёзд»)?! К тому же, сегодня-то можно с уверенностью утверждать, что лучшие «манкизовские» шлягеры (Last Train to Clarksville, I’m a Believer, Daydream Believer) выдержали испытание временем, не говоря уже о том, что моментально стали неотъемлемой частью культурного наследия шестидесятников.
Казалось бы, «Голову» ждал гарантированный триумф, тем более что авторы максимально учли «битловский» кинематографический опыт: от «Вечера трудного дня» /1964/ и «На помощь!» /1965/ до хлёсткой антимилитаристской сатиры того же Ричарда Лестера «Как я выиграл войну» /1967/, где отметился один Джон Леннон. Отдельные моменты предвосхищают даже психоделическую «Жёлтую подводную лодку» /1968/… Это не покажется удивительным, если знать, что сценарий Рейфелсон с Джеком Николсоном (на тот момент – лишь взбиравшимся на актёрской ниве на вершину Олимпа славы) сочиняли под воздействием марихуаны в сочетании с новомодным ЛСД. Увы, широкая публика оказалась не готова2 к столь радикально «психотропному» зрелищу, а новость о закрытии полюбившегося юмористического телесериала (на фоне слухов об остром недовольстве музыкантов условиями контрактов) лишь усугубила ситуацию. Создатели постарались компенсировать отсутствие внятной фабулы чередой ярких аттракционов, нанизываемых то по ассоциативному, то по контрастному принципу, местами принимающих сатирическую окраску, иногда отдающих пародийностью (вспомним явление Виктора Мэтьюра в образе «Большого Виктора»), подчас – уходящих в откровенный абсурд. Зачем? Почему?
Сравнительно недавнее признание Шона Леннона (младшего сына Джона) в том, что «Голова» оказала решающее влияние на альбом Monolith of Phobos, написанный совместно с Лесом Клейпулом, должно развеять последние спекуляции относительно вторичности дебютной постановки Рейфелсона. Наоборот, вызывают живейший исследовательский интерес стилистические упражнения дерзкого Боба (полное имя – Роберт Джей), вплотную приблизившегося к азам так называемого клипового монтажа, концепция которого окончательно сформируется десятью-пятнадцатью годами позже. Другое дело, что если лестеровские комедии покоряли ощущением тотальной раскованности вкупе с лёгкой абсурдностью бытия, то Рейфелсон – беспардонно сгущает краски, ударяясь в агрессивный, всепроникающий нонсенс, щедро приправленный гэгами в духе слэпстика. На почти полтора часа экранного времени этого, увы, не хватает; остаётся только гадать, каково пришлось зрителям, знакомившимся на ранних показах в Лос-Анджелесе с первой версией (с хронометражем в 110 минут!). Наконец, и сами-то Питер, Дэйви, Микки и Майк, честно отыгрывающие всевозможные безумства (от сумасшедших плясок до… вождения танка), всё-таки выглядят простовато, заведомо уступая «битлам» в харизме и личном обаянии. От сравнения дарований тактично уклонимся.
.
__________
1 – Название, созвучное со словом «the monkeys», можно смеха ради перевести как «Обезьянки-монахи» – по аналогии с «Жучками-ударниками».
2 – Кассовые сборы составили мизерную сумму – $16,1 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий