Гонка / Rush (2013)
Другие названия: «Натиск» / «Напряжение» / «Стремление» (варианты перевода названия).
Великобритания, США.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Рон Ховард.
Автор сценария Питер Морган.
Композитор Ганс Циммер.
Оператор Энтони Дод Мэнтл.
Жанр: фильм действие, биографический фильм, драма, спортивный фильм
Краткое содержание
Знакомство англичанина Джеймса Ханта (Крис Хемсворт) и австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль) состоялось в 1970-м в Лондоне — на соревнованиях Британской Формулы-3. Оба спортсмена моментально поняли, что встретиться им предстоит ещё не раз. Так и произошло. Первым в высшую лигу пробился Лауда, но и Хант быстро наверстал упущенное. Кульминации соперничество достигло уже в Формуле-1 — на чемпионате сезона 1976-го года. Пусть победит сильнейший!
Также в ролях: Оливия Уайлд (Сьюзи Миллер), Александра Мария Лара (Марлен Кнаус), Пьерфранческо Фавино (Клей Регаццони), Натали Дормер (Джемма), Кристиан МакКэй (лорд Александр Хескет), Антти Хакала (Ханс-Йоахим Штук), Алессандро Де Марко (Даниэле Аудетто), Роб Остин (Брет Ланджер), Иларио Калво (Лука Кордеро ди Монтедземоло), Зак Эйсаку Ниидзато (Масахиро Хасэми), Джейми Сивес (механик команды «BRM»), Кристиан Солимено (Артуро Мерцарио), Ли Николас Харрис (американский врач), Ксавьер Лорен (Патрик Депайе), Натанджон Картер (представитель компании «Goodyear»), Ричард Хердман (итальянский полицейский), Джейми де Курси (Харви Постлтуэйт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.06.2022
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не без удивления прочитал о том, что Питер Морган писал сценарий на свой страх и риск – не под заказ продюсера или какой-нибудь киностудии. Мало того, в первом драфте вроде как вообще отсутствовали эпизоды собственно соревнований Формулы-1, поскольку лучшее, на что рассчитывал британский кинодраматург, – недорогой «независимый» проект. Это говорит о многом. Вероятно, он помнил о сравнительно недавних плачевных опытах (голливудский «Гонщик» /2001/, французский «Мишель Вальян: Жажда скорости» /2003/) сыграть на популярности зрелищного вида спорта: сотворить блокбастеры, мягко выражаясь, не получилось. Да и по готовому кинопроизведению видно, что прежде всего прочего Питера интересовали не «технические» подробности, а затяжное состязание двух ярких личностей, не желающих уступать друг другу пальму первенства. С таким настроем Морган по максимуму обострил конфликт, для чего даже умолчал о некоторых красноречивых фактах (например, о том, что Джеймс и Ники некоторое время на заре карьеры совместно арендовали жильё), не вписывающихся в заявленную линию.
Ничего предосудительного в данном обстоятельстве нет – и неудивительно, что Лауда, получивший редкостный шанс увидеть на экране себя и уже, к сожалению, покойного друга-соперника, очень тепло отозвался о фильме. Рон Ховард, с успехом работающий в разных жанрах, умеющий занимательно и бодро высказаться практически на любую тему, к какой обращается, вновь подтвердил своё реноме1. Вместе с тем «Гонка», пусть несколько переоцененная, на мой взгляд, в художественном отношении, послужила ещё и поводом окунуться в пору молодости, когда ныне признанный режиссёр делал первые шаги на профессиональной стезе. В картине чувствуется дух и тогдашних монументальных постановок (например, «Большого приза» /1966/ Джона Франкенхаймера), и одновременно – озорных кормановских роуд-муви вроде его собственного дебюта под названием «Большая автокража» /1977/. Атмосфера эпохи воспроизведена любовно, с исключительным тщанием. Бремя ответственности и неутолимая жажда скорости всё-таки не вынуждают посвящать себя всецело и без остатка турниру. Особенно это касается Ханта, не разделяющего фанатизм и аскетизм Лауды, предпочитающего жить здесь и сейчас, наслаждаться текущим моментом.
По мере развития перипетий противостояние по понятным причинам резко обостряется – как непосредственно на треках, так и заочно. А параллельно – выкристаллизовываются оба непримиримых характера. Ники старается сохранять здравый рассудок (и даже обращается к товарищам с призывом отказаться от гонки, несущей повышенный риск), дотошно вникает в технические детали и точно знает, как выжать из машины на пределе возможностей. Джеймс же делает ставку на отчаянную смелость на заездах, на маневренность и абсолютную реакцию. Складывается двусмысленная с морально-этической точки зрения ситуация, когда лидирующий пилот сезона, подложивший конкуренту свинью (намекнувший судьям на небольшое несоответствие его автомобиля требованиям), попадает в аварию – и, едва не погибнув в огне, оказывается на больничной койке. Однако именно здесь происходит важнейшая трансформация. Воля к победе в Лауде одерживает верх над инстинктом самосохранения, вынуждая вновь сесть за штурвал – вопреки настойчивым советам врачей и страхам дражайшей Марлен. Казалось бы, после таких – воистину нечеловеческих – усилий спортсмена победа попросту не может достаться кому-либо ещё, но… судьба подчас склонна к тонкой иронии. Ховард и Морган ставят точки над «i» в заключительном разговоре соперников, раскрывающем приверженность поразительно разным (чуть ли не противоположным!) философиям. Проигравший, разумеется, возьмёт в скором будущем реванш, но ещё важнее, что он сохранит чувство признательности и уважения к тому, кто, создавая препоны, тем самым косвенно помогал развивать личностные качества, расти над собой и покорять новые вершины.
.
__________
1 – В том числе в сугубо коммерческом отношении, поскольку общемировые кассовые сборы ($98,2 млн.) с лихвой компенсировали производственные вложения в размере $38 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий