Город страха / La cité de la peur (1994)
Другие названия: «Город страха, семейная комедия» / «La Cité de la peur, une comédie familiale», «Фильм «Нулей» / «Le film de les nuls» (Франция), «Фильм «Нулей» / «Фильм труппы «Les Nuls» / «Le Film de les Nuls», «Город страха: семейная комедия» / «Fear City: A Family-Style Comedy» (международные англоязычные названия).
Франция.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Ален Берберян.
Авторы сценария Ален Шаба, Доминик Фарруджия, Шанталь Лоби.
Композитор Филипп Шани.
Оператор Лоран Дайан.
Жанр: комедия, фильм ужасов
Краткое содержание
Одиль Дере (Шанталь Лоби), занимающаяся продвижением на кинорынке Каннского международного кинофестиваля фильма под названием «Красный мёртв» (Red is Dead), получает неожиданной подарок судьбы. Неизвестный убивает киномеханика Жака (Чеки Карио), обслуживавшего киноустановку на сеансе этого вопиюще бездарного хоррора, что моментально становится сенсацией. В Ниццу в спешном порядке прибывает исполнитель главной роли Симон Жереми (Доминик Фарруджия), а для его защиты присылают Сержа Карамазова (Ален Шаба). Однако преступления не прекращаются…
Также в ролях: Ален Шаба (также Юрий / журналист Жак), Доминик Фарруджия (также: Бенжамен / журналист Мишель), Шанталь Лоби (также: журналистка Луиза), Жерар Дармон (комиссар Патрик Биале / Морис Биале / Алисия Ламперо), Сам Карманн (тревожный человек / Юрий / Эмиль Гравье), Патрик Лизана (Гримальди), Жан-Кристоф Буве (Жан-Поль Мартони), Эрик Пра (Гарсиа), Артюс де Пенгерн (Сенс), Валери Лемерсье (вдова Жака), Марк де Йонг (шеф Карамазова), Даниэль Желен (второй киномеханик), Жан-Пьер Бакри (третий киномеханик), Эдди Митчелл (четвёртый киномеханик), Мишель Хазанавичус (Регис), в качестве самих себя Розанна Аркетт, Дейв, Пьер Лескур, Даниэль Тоскан вю Плентье, Патрис Лаффон, Пьер Эро.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вершину французского киночарта в 1994-м году оккупировала – наряду с диснеевским «Королём Львом» – приключенческая комедия «Индеец в городе» Эрве Палю, где блеснул Тьерри Лермитт, притом что «Город страха» стал по посещаемости четырнадцатым (2,2 млн. проданных билетов), а среди местных кинокартин – третьим1. Такой результат представляется вполне закономерным, и по прошествии значительного временного промежутка можно уверенно констатировать, что успехи выходцев из комедийной команды Les Nuls весьма впечатляют, хотя и заметно уступают достижениям труппы Le Splendid. Ален Шаба, Доминик Фарруджия, Шанталь Лоби и Бруно Каретт (к сожалению, почивший в бозе в 1989-м, когда интерес товарищей ещё не простирался за пределы ТВ) ориентировались не столько на национальную школу сценического водевиля и фарса, сколько на экранный опыт зарубежных коллег: британцев из «Монти Пайтон» и трио голливудских пародистов ЦАЦ. В первом киносценарии они развернулись по-настоящему, причём изначально постановку предлагали осуществить маститому Клоду Берри, но тот, сочтя историю «слишком глупой» (дословно – «un peu débile»), уступил режиссёрское кресло Алену Бербиряну, снявшему с участниками массу телевизионных скетчей.
«Город страха» стал для ‘нулей’ (или ‘ничтожеств’) тем же, чем для ‘великолепных’ – «Загорелые» /1978/ Патриса Леконта. «Культовый» статус картины подтвердился совсем недавно, в 2019-м году, когда фильм удостоился немалой чести – был показан в программе «Каннская классика» (после чего вышел в ограниченный повторный прокат, заинтересовав ещё 25,2 тыс. зрителей). Мало того, Шаба и Жерар Дармон на радость собравшейся публике вживую повторили уморительный музыкально-танцевальный номер под зажигательную песню La Carioca. Устроители фестиваля оценили специфический юмор кинематографистов, показавших престижнейший киносмотр местом трагедии, привычно превращённой газетчиками в дешёвую сенсацию. Маньяк порешает одного за другим киномехаников – при помощи серпа и молота, то есть тем же самым способом, что и «коммунистический» психопат из дурацкого слэшера «Красный мёртв», после сеанса которого редкие зрители бежали из кинозала, точно с пожара. Возможно, часть шуток покажется не до конца понятной тем, кто не владеет французским языком, зато киноманы испытают огромное удовольствие от россыпи пародийных цитат. То Одиль Дере начинает вести себя на допросе в полиции на манер Кэтрин Трэммелл, идеально контролировавшей «основной инстинкт», то Сержу Карамазову (кстати, отсылка к роману Фёдора Достоевского наличествует и в диалогах) приходится гоняться за преступником, почти как ривзовскому Джонни Юте… Авторы не чураются откровенного абсурда, неотвратимо приобретающего галльское звучание. Вместе с тем Берберяну с единомышленниками удалось сотворить и полноценное постмодернистское произведение, на удивление точно отражающее умонастроение европейских интеллектуалов после того, как рухнул «железный замысел», распался Советский Союз и левые идеи вышли из моды. Манипуляторы общественным сознанием достигли потрясающих результатов, что, видимо, интуитивно чувствует и преступник, пусть не способный правильно произнести поучительную сентенцию (про обман одного человека тысячу раз и тысячу человек один раз), предпочитая жестоко мстить за нанесённую давным-давно обиду.
.
__________
1 – Правда, «Леон» /1994/ Люка Бессона был создан как копродукция с США, и даже действие этого сентиментального боевика развёртывалось в Нью-Йорке.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий