Группа «Коммитментс» / The Commitments (1991)
Другие названия: «Обязательства» / «Коммитментс» / «Зе Коммитментс» / «Одержимые» (варианты перевода названия).
Ирландия, Великобритания, США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Алан Паркер.
Авторы сценария Дик Клемент, Ян Ла Френе, Родди Дойл по роману Родди Дойла.
Композитор Уилсон Пикетт.
Оператор Гэйл Тэттерсэлл.
Жанр: комедия, драма, музыкальный фильм
Краткое содержание
Голову Джимми Рэббитта (Роберт Аркинс), живущего в северной части Дублина и вот уже продолжительное время существующего на пособие по безработице, посещает блестящая идея — организовать музыкальную группу, которая будет петь песни в жанре соул. В доме его родителей начинается утомительное прослушивание кандидатов, большей частью — случайных людей, откликнувшихся на объявление. Но в итоге Джимми всё-таки удаётся собрать ансамбль, получивший громкое название The Commitments. Дело осталось за малым — покорить публику.
Также в ролях: Майкл Эхерн (Стивен Клиффорд), Анджелина Болл (Имельда Квирк), Мария Дойл Кеннеди (Натали Мерфи), Дейв Финнаган (Майкэ Уоллас), Бонаф Гэллагер (Берни МакГлофлин), Фели Гормли (Дин Фэй), Глен Хэнсард (Аутспэн Фостер), Дик Мэсси (Билли Муни), Джонни Мерфи (Джоуи «Губы» Фэган), Кен МакКласки (Дерек Скалли), Эндрю Стронг (Деко Кафф), Колм Мини (отец Джимми), Энн Кент (мать Джимми), Андреа Корр (Шэрон Рэббитт), Джерард Кассони (Дарен Рэббитт), Рут Фэйрклауф (близняшки Рэббитт), Майкл О’Рейлли (Грег), Лиам Карни (Даффи), Алан Паркер (продюсер Eejit Record).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.05.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда в 2005-м году был организован (при спонсорской поддержке компании, производящей виски под брендом Jameson) опрос местных зрителей о лучших ирландских фильмах, первое место заняла «Группа «Коммитментс». Картина уверенно обошла с одной стороны острые кинопроизведения «Моя левая нога» /1989/ и «Во имя Отца» /1993/ Джима Шеридана, не без оснований претендовавшего на выражение свободолюбивого национального духа, а с другой – классическую романтическую комедию Джона Форда «Тихий человек» /1952/. Публику совершенно не смутило то обстоятельство, что постановку осуществил Алан Паркер, а в написании сценария приняли участие Дик Клемент и Ян Ла Френе, все трое – британцы и по месту рождения, и по духу. Но это как раз не упрёк простым ирландцам, которые, по расхожим представлениям, должны недолюбливать англичан, ревностно оберегая от посягательств бывших колонизаторов родную культуру. Разве можно не отдать должного тандему многоопытных кинодраматургов, помогших писателю Родди Дойлу адаптировать одноимённый дебютный роман, вышедший из печати в 1987-м году и послуживший началом1 так называемой «барритаунской трилогии»? И положа руку на сердце – не выразить признательности выдающемуся режиссёру, столь увлекательно и искренне, но без идеализации поведавшему о реалиях столицы?..
Когда Джимми безапелляционно заявляет, что ирландцы являются неграми (правда, в оригинале сказано «blacks», не «niggers») Европы, дублинцы считаются неграми Ирландии, а обитатели северного Дублина – неграми самого Дублина, это всё-таки не звучит уничижительно. Начинающий менеджер, прекрасно осведомлённый о неутешительной статистике распадов даже мало-мальски успешных местных ансамблей, интуитивно ищет способ сплотить членов коллектива, от которых постепенно, не без серьёзных усилий добивается органичного взаимодействия на сцене – но не крепкой дружбы или хотя бы взаимной терпимости. Его гениальная в своём роде находка – поднять на щит формулу афро-американцев времён борьбы за гражданские права («я чёрный и горжусь этим»), адаптированную к быту пролетарских районов, где существуют в условиях вечного безденежья и под угрозой потерять низкооплачиваемую работу. И группа The Commitments таким образом получит полное право претендовать на статус, если угодно, народной группы, играющей дублинский соул. Музыку, уподобляемую чувственному ритму любовных утех и одновременно – суровому ритму фабрики.
Паркер вполне отдавал себе отчёт, что во время сеанса у многих всплывёт в памяти его более ранняя, пусть и созданная на американском (точнее, нью-йоркском) материале, лента – «Слава» /1980/2: достаточно упомянуть, что один из персонажей иронически напевает отрывок из заглавной песни. Однако новизна – не в европейской специфике как таковой. Спустя десятилетие с лишним режиссёр вышел на более высокий, коллективный уровень, поведав не о стремлении амбициозных юных певцов, танцоров и т.д. пробиться в одиночку, полагаясь исключительно на персональный талант, но о попытке достичь результата сообща. Алан всячески поддерживает благие начинания тех, кто не готов смириться с отсутствием жизненных перспектив, и всей душой соглашается с интуитивным прозрением Рэббитта, что признание и народная любовь придут, как только удастся доказать свою, скажем так, нужность и полезность людям. К сожалению, треклятый индивидуализм не позволяет товарищам стать слаженной командой – исполнить взятые друг перед другом ‘обязательства’ (the commitments): как шутят остряки, конец немного предсказуем. Остаётся утешаться тем, что, судя по эпилогу, полученный жизненный урок сыграл важную роль в судьбе каждого из них.
.
__________
1 – Вторую и третью части экранизирует, и тоже успешно, Стивен Фрирз.
2 – Новая лента собрала в североамериканском прокате $14,9 млн., в Соединённом Королевстве – порядка $6,7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Играя в стиле «соул» // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 4. – С. 10.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий