Хоббит: Нежданное путешествие / The Hobbit: An Unexpected Journey (2012)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Хоббит: неожиданное путешествие» (вариант перевода названия), «Хоббит: Часть 1» / «The Hobbit: Part 1» (рабочее название).
США, Новая Зеландия.
Продолжительность 169 минут (расширенная версия – 182 минуты).
Режиссёр Питер Джексон.
Авторы сценария Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон, Гильермо Дель Торо по роману Джона Рональда Руэла Толкина.
Композитор Говард Шор.
Оператор Эндрю Лесни.
На премии «Оскар» номинировались: Питер Кинг, Рик Файндлейтер, Тэми Лейн (грим и дизайн причёсок), Джо Леттери, Эрик Сэйндон, Дэвид Клейтон, Р. Кристофер Уайт (визуальные эффекты), Дэн Хенна, Ра Винсент, Саймон Брайт (художники-постановщики).
Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Отмечая сто одиннадцатый день рождения, Бильбо Бэггинс (Иэн Холм) принимается писать книгу воспоминаний об удивительном и совершенно нежданном путешествии, состоявшемся шестьюдесятью годами ранее. Всё началось с визита волшебника Гэндальфа Серого (Иэн МакКеллен), вслед за которым в уютное жилище хоббита заявились незваные гости — тринадцать гномов под предводительством Торина Дубощита (Ричард Армитидж), короля Эребора в изгнании. Привыкший к комфорту и спокойствию, Бильбо (Мартин Фримен) не ожидал от себя того, что ответит согласием на предложение принять участие в опасном приключении.
Также в ролях: Кен Скотт (Балин), Грэм МакТавиш (Двалин), Уильям Кирчер (Бофур / тролль Том), Джеймс Несбитт (Бофур), Стивен Хантер (Бомбур), Дин О’Горман (Фили), Эйдан Тёрнер (Кили), Джон Каллен (Оин), Питер Хэмблтон (Глоин / тролль Уильям), Марк Хэдлоу (Дори / тролль Берт), Адам Браун (Ори), Элайджа Вуд (Фродо), Хьюго Уивинг (Элронд), Кейт Бланшетт (Галадриэль), Кристофер Ли (Саруман), Энди Серкис (Голлум), Сильвестр МакКой (Радагаст), Барри Хамфрис (Великий гоблин), в эпизодах (без указания в титрах) Пегги Несбитт (ребёнок в городе), Пэри Несбитт (ребёнок в городе), Гленн Босуэлл (гном), Кейти Джексон (жительница поселения хоббитов), Джабез Олссен (гном), Дюк Кэмпбелл (хоббит), Руби Асеведо (хоббит), Шейн Боултон (эльф), Питер Джексон (гном).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.10.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ещё можно было понять опасения издателей относительно приятия широкими читательскими массами внушительного по объёму романа-эпопеи «Властелин колец», волюнтаристски разделённого на три части. Но делать трилогию из небольшой детской книжки, читающейся на одном дыхании?.. Питер Джексон, надо полагать, решил учесть эффект нараставшего успеха, вылившегося в безоговорочный триумф (в том числе на церемонии вручения премий «Оскар») картины с подзаголовком «Возвращение короля». К тому же, работе над экранизацией «Хоббита, или Туда и обратно» /1937/ как таковой предшествовали нудные, занявшие несколько долгих лет тяжбы на предмет принадлежности авторских прав, осложнившиеся банкротством кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Грех было не постараться максимизировать потенциальную (потенциально гигантскую1) прибыль, особенно если учесть, что литературное наследие Джона Рональда Руэла Толкина сравнительно невелико… К тому же, режиссёр не мог доподлинно предугадать реакцию аудитории на применение новаторской техники – съёмки кинокамерами Red Epic с частотой сорок восемь (вместо стандартных двадцати четырёх) кадров в секунду. Впрочем, во многих кинотеатрах, не оборудованных соответствующей аппаратурой, демонстрация проходила в привычном формате.
Как ни странно, худшие предположения не оправдались. Даже навязчивые намёки (в прологе, когда Фродо, для которого в первую очередь престарелый дядюшка и приступил к написанию мемуаров, готовится к собственному, не менее мрачному нежданному путешествию) на коллизии «Властелина колец» не кажутся неуместными. Встреча Гэндальфа с Саруманом Белым, не стесняющимся озвучивать претензии, а также Элрондом и прекрасной Галадриэль, быть может, и не вполне отвечает букве оригинала, но служит любопытным штрихом к предстоящей эпохальной битве за Кольцо Всевластья. Главное же, не возникает ощущения, что кинодраматурги принялись искусственно растягивать повествование в надежде заверить нас, что излагаемый фрагмент истории является завершённым кинопроизведением. Авторам, скорее, пришлось опустить ряд моментов – хотя бы подробное (проникнутое тонкой иронией по адресу господина Бэггинса, любителя вкусно покушать и созерцать красивые виды природы, чьему беззаботному бытованию пришёл конец) описание шумного ужина, который, не считаясь с мнением хозяина жилища, устроили гномы. Не время пировать, помня, что впереди ждут суровые испытания, да и цель посещения Одинокой Горы всё-таки не сводится к обладанию несметными сокровищами, бдительно (вспомним тревожный финальный аккорд) охраняемыми грозным Смаугом. Пока речь, возможно, и не идёт о судьбе всего Средиземья, навеки распрощавшегося с идиллическим прошлым, но Торином Дубощитом и его соратниками движет не одна лишь жажда золота – стремление восстановить попранную справедливость, раскрывшись достойными сынами некогда великого королевства гномов. Троица весёлых троллей, воинственные гоблины, завоёвывающие всё более обширную территорию и чувствующие себя полноправными хозяевами лабиринтов под Мглистыми горами, кровожадные варги – много ли у отряда храбрецов шансов выжить? Однако стержневым событием всё равно воспринимается нечаянное знакомство Бэггинса с загадочным и мерзким существом с раздвоением личности, облюбовавшим подземное озеро, наслаждающимся тьмой, одиночеством и своей ненаглядной «прелестью». В высшей степени знаменательно, что Энди Серкис, наделивший Голлума манерами и голосом, выступил ещё и режиссёром второй группы, сумев, вероятно, убедить Питера, что не хуже изучил мир легендарного фэнтези. Замечательная находка не раз поможет Бильбо с верными товарищами уцелеть, но… это тот, увы, нередкий случай, когда решение проблемы, не терпящее отлагательств, создаёт предпосылки для серьёзных сложностей в грядущем. Одна надежда – что представители идущих на смену поколений окажутся не менее достойными (отважными, находчивыми, волевыми) личностями, пусть тяга к приключениям вдали от родного поселения и не поощряется добропорядочными хоббитами.
.
__________
1 – Расчёт, естественно, оказался правильным, и первый фильм, обошедшийся в производстве в $180 млн. (по другим данным – $200 млн. и даже… $315 млн.!), принёс $1,021 млрд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий