Храброе сердце / Braveheart (1995)

Храброе сердце / Braveheart (1995): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Отважное сердце» / «Мужественное сердце» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 178 минут (черновой монтаж – 225 минут).

Режиссёр Мел Гибсон (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Рэндалл Уоллес (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Композитор Джеймс Хорнер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Оператор Джон Толл (премия «Оскар»).

Премии «Оскар» также получили: Лон Бендер, Пер Холлберг (монтаж звуковых эффектов), Питер Фрэмптон, Пол Пэттисон, Лоис Бёруэлл (грим).

На премии «Оскар» также номинировались: Чарльз Кноуд (художник по костюмам), Энди Нельсон, Скотт Миллан, Анна Белмер, Брайан Симмонс (звук), Стивен Розенблум (монтаж).

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Уильям Уоллес (Мел Гибсон), сын мелкого землевладельца, возвращается в родные края, мечтая только об одном — жить в мире и спокойствии вместе с любимой Маррон МакКланнох (Кэтрин МакКормак), с которой тайно обвенчался. Однако бесчинства местного шерифа, публично казнившего Маррон якобы за нападение на английских солдат, заставляет Уильяма взяться за оружие. Разгром гарнизона становится началом массового восстания, которое постепенно перерастает в полноценную войну за независимость Шотландии от владычества Англии.

Также в ролях: Софи Марсо (принцесса Изабелла), Ангус Макфадьен (Роберт Брюс-мл.), Патрик МакГуэн (король Эдуард I), Брендан Глисон (Хэрниш), Питер Хэнли (принц Эдвард), Джеймс Космо (Кэмпбелл), Дэвид О’Хара (Стефан Ирландский), Ян Баннен (Роберт Брюс-старший), Шон МакГинли (МакКланноф), Брайан Кокс (Эргил Уоллес), Шон Лоулор (Малкольм Уоллес), Сэнди Нельсон (Джон Уоллес), Донал Гибсон (Стюарт), Джеймс Робинсон (юный Рэндалл Уоллес).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.10.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Храброе сердце / Braveheart (1995): кадр из фильма
Народный лидер

«Я поведаю вам историю Уильяма Уоллеса. Историки из Англии назовут меня «лжецом», но история пишется теми, кто вешал героев». Слова рассказчика-повествователя, которым, как выяснится в финале, является Роберт Брюс (будущий король Шотландии Роберт I), оказались пророческими! Но одно дело, когда в адрес кинематографистов посыпались эмоциональные обвинения в неприкрыто антианглийском характере произведения, и совсем другое – когда критики фильма не сочли за труд указать конкретные расхождения с общепризнанными фактами. Почему не упоминается, что у Уоллеса и Мэрион (её имя изменили на Маррон, дабы исключить ассоциации с возлюбленной Робина Гуда) родилась дочь? «Право первой ночи» (на латыни – primae noctis), указанное среди главных причин недовольства шотландцев, никогда не практиковалось на территории Соединённого Королевства. Принцесса Изабелла обвенчалась с принцем Эдуардом лишь в 1308-м и, соответственно, не могла встречаться с Уильямом, помогать ему, подпасть под обаяние предводителя повстанцев, не говоря уже о том, чтобы оригинальным способом отомстить венценосному свёкру. И сам Эдуард I Длинноногий пережил Уоллеса, казнённого в 1305-м, на два года. А в битве при Стерлингском мосту этого самого моста как-то не наблюдается… Обратим внимание, всё перечисленное касается стержневых моментов, на которые завязаны основные сюжетно-фабульные перипетии и на которых в значительной степени зиждется трактовка событий и характеров. Хотя не обошлось и без менее принципиальных анахронизмов (вроде использования двуручных мечей и лохаберских секир, неизвестных на тот момент горцам, давно не применявшейся боевой раскраски и т.п.), причём их было бы ещё больше, если б режиссёр не настоял на пересъёмке батальных сцен. Словом, влиятельное (пусть и британское) издание The Times имело полное право поместить «Храброе сердце» на «почётное» второе место в своеобразном рейтинге самых исторически неточных кинолент.

Храброе сердце / Braveheart (1995): кадр из фильма
Готовы к бою

Впрочем, вопрос о праве кинематографистов (равно как и, допустим, писателей, живописцев) на персональное видение исторических событий не такой однозначный, как кажется на первый взгляд, провоцируя время от времени нешуточные полемики. Триумф1 «Храброго сердца», обвинённого в разжигании шотландского национализма (если не сепаратизма!), одновременно – способствовал туристическому буму, обеспечив, по самым скромным оценкам, ежегодный приток средств в экономику Соединённого Королевства порядка £15 млн. К тому же, кинодраматург Рэндалл Уоллес, на протяжении долгих лет собиравший материал о своём возможном (как он говорил в интервью, «я не могу это доказать, но никто не сможет это и опровергнуть») легендарном предке, подчёркивал, что вдохновлялся, скорее, преданиями и литературными произведениями2. И решение членов Американской киноакадемии, отметившей авторов пятью «Оскарами» (в том числе за фильм и режиссуру), отнюдь не кажется «политическим»! Подобно не менее талантливому коллеге Кевину Костнеру Мел Гибсон стремился «приблизить» события к современному зрителю, по возможности обобщая традиции сказаний о борцах за свободу, слагавшихся в разные времена у многих народов. А сознательному повышению в эпизодах сражений порога натуралистичности сопутствует важная мысль, что в хаосе битвы дальновидность военачальника, прибегающего к тактическим хитростям и способного просчитать действия противника, столь же весома, как доблесть и сила духа воинов. И всё же ещё интереснее анализ социально-политических (точнее, политэкономических) причин Первой войны за независимость Шотландии, её поразительных успехов и досадных неудач.

Храброе сердце / Braveheart (1995): кадр из фильма
Храбрые сердца

Творившие в эпоху искусственно насаждаемого морально-этического релятивизма, авторы заслуживают похвалы уже за страстное, эмоционально заразительное превознесение лучших человеческих качеств, напоминая старую как мир истину3, что умирают все – не все достойно живут. Гибсоновский Уоллес отказывается выпить дурманящий эликсир, принесённый для облегчения страданий принцессой Изабеллой, объясняя, что нуждается в час последних испытаний в незамутнённом разуме, и истошный предсмертный клич героя («Свобода!!!»), безусловно, найдёт отклик в душах земляков. Английский же монарх, с одной стороны опирается на подавляющее военное превосходство (конные рыцари в тяжёлых доспехах не имели равных противников в стане врага), а с другой – делает ставку на слабость человеческой натуры, подкупая одного за другим шотландских баронов, элиту. Конечно, схожие советы давал государю ещё Никколо Макиавелли, но… на сеансе неслучайно возникает ощущение предвидения кинематографистами событий глобальной политики уже нового, XXI столетия, когда весь Запад во главе с США будет вести себя (Афганистан, Ирак, Египет, Сирия) примерно так, как поступала с Шотландией Англия. Гибсон и Уоллес же, предупреждая о грядущей опасности, вполне могли предпослать картине эпиграфом слова Бенджамина Франклина: «Если между свободой и безопасностью народ выбирает безопасность, в конечном итоге он теряет и то и другое».

.

__________
1 – При бюджете $72 млн. мировые кассовые сборы составили $210,4 млн., причём на североамериканский прокат пришлась примерно треть.
2 – В первую очередь – эпической поэмой Гарри Слепого «Деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря Элдерсли».
3 – Невольно цитируя своего однофамильца из грядущего – американского поэта XIX века Уильяма Росса Уоллеса.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Принцесса и нищие // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 100-102.
Федоров Александр. Софи Марсо. Возраст признания // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 107-109.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+